В документе рассматривается, как изменение климата потенциально может увеличить количество горячих точек песчаных и пыльных бурь. Пыльные бури влияют на авиацию и автомобильный транспорт, они снижают производительность солнечных электростанций и распространяют патогены, говорится в отчете.
Глобальная среднегодовая концентрация пыли на поверхности Земли в 2022 г. была немного выше, чем в 2021 г. из-за увеличения выбросов из западно-центральной Африки, Аравийского полуострова, Иранского нагорья и северо-западного Китая. По данным бюллетеня по воздушной пыли, в пространственном отношении расчетная максимальная среднегодовая концентрация пыли на поверхности наблюдалась в Боделе (Чад, Африка). В 2022 г. горячие точки со значительно более высокой концентрацией пыли были выявлены в Центральной и Южной Америке, на большей части территории Центральной Африки, в Испании, на Красном море, на Аравийском полуострове, в Аравийском море, на Иранском нагорье и в Бенгальском заливе.
Согласно отчету, регионы, которые наиболее уязвимы к переносу пыли на большие расстояния – это северная часть тропического Атлантического океана между Западной Африкой и Карибским бассейном, Южная Америка, Средиземное море, Аравийское море, Бенгальский залив, центрально-восточный Китай, Корейский полуостров и Япония. В 2022 г. трансатлантический перенос африканской пыли вторгся во весь регион Карибского моря, и в этом году вторжения случались часто.
Точность мониторинга и прогнозирования в последние годы улучшилась благодаря развитию численных моделей и систем наблюдения, отмечается в документе. Система консультирования и оценки предупреждений о песчаных и пыльных бурях ВМО (SDS-WAS), созданная в 2007 г., стремится улучшить качество предупреждений через специальные региональные центры и сочетает в себе исследовательскую и оперативную работу, которая в настоящее время включена в международную инициативу «Ранние предупреждения для всех».
«Песчаные и пыльные бури оказывают воздействие на здоровье, транспорт, включая авиацию, наземный, автомобильный и железнодорожный транспорт, а также сельское хозяйство. Это влияет на здоровье и безопасность людей, а также на экономику, – прокомментировал генеральный секретарь ВМО Петтери Таалас. – Инициатива "Раннее предупреждение для всех" направлена на улучшение стандартных навыков прогнозирования пыльных бурь и услуг по предупреждению».