Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Иван Советников: Новый механизм сбора грибов и ягод для бизнеса примут нескоро

Иван Советников: Новый механизм сбора грибов и ягод для бизнеса примут нескоро

12/09/2023 14:32 / 👁 374 / Поделиться:
Интервью
Рослесхоз планирует упростить для бизнеса механизм сбора грибов, ягод и трав. Сейчас ведомство собирает предложения региональных властей и бизнеса, поэтому изменения будут приняты еще нескоро. Грибы. Грибы.

Об этом, а также о лесных дронах, экспорте дерева, и варварском сборе ягод и орехов в интервью Российской газете рассказал глава Рослесхоза Иван Советников.

Рослесхоз сейчас разрабатывает новые механизм работы со сборщиками грибов, ягод и трав из леса. Ведомство планирует выдавать квоты на сбор. Как идет эта работа?

Иван Советников: Изменения будут вводиться с учетом того, что гражданин всегда может пойти в лес и собрать грибы, ягоды и орехи. Очевидно, что это очень большая и недооцененная подотрасль лесного хозяйства. У нас традиционно это и грибы, и ягоды, и папоротник, и так далее. Это очень большая номенклатура товаров. Сейчас, к сожалению, многое проходит в полуподпольном режиме. Мы считаем, что граждане всегда имели и должны иметь право пойти в лес и собрать грибы, ягоды, травы. И после либо съесть дома, либо засолить на зиму, либо продать. Это наша принципиальная позиция.

Но есть две вещи: чтобы они продавали легальным скупщикам, которые платят за это достойные деньги, а с другой стороны, поощряли бы щадящие правила сбора ресурсов. Мы видим в отдельных случаях, когда варварским способом собирают кедровый орех или ягоду. Мы против этого, сбор должен быть в установленные сроки и щадящими методами.

Когда система уже будет запущена?

Иван Советников: Мы в самом начале пути. Ещё до какой-то финальной версии, к сожалению, далеко. Мы ждем предложения регионов и бизнеса.

Сейчас в ряде регионов бизнес привлекает группы людей из других стран, которые собирают дикоросы. И часто они это делают варварским способом. Не стоит ли это как-то ограничить?

Иван Советников: К большому сожалению, варварство очень мало зависит от прописки. Есть местные жители очень ответственные, очень добросовестные. Есть приезжие, не менее ответственные. К сожалению, есть и обратные примеры. И вот нюанс. Я как человек, родившийся в Москве, раньше каждый год ездил к бабушке во Псков. И мы вместе ходили собирать клюкву. Если следовать вашей логике, я был тем гастарбайтером, который приехал собирать ягоды. Да, мы собрали их для себя, но формально мы были приезжими, которые шли не в свой лес. Проблемы в том, чтобы люди приезжали в другие регионы для сбора ягод, нет. С другой стороны, возвращаясь к предыдущему вопросу: почему многие компании делают это полулегально? Легальный механизм очень сложный. Если бы у бизнеса была возможность прийти к чиновнику и согласовать с ним заготовку конкретного объема дикоросов, то не имеет значения, кто их собирает. Уверен, что если у бизнеса будет простой, быстрый, понятный механизм, то и сотрудников можно будет спокойно привлекать. Это такой же бизнес, как стройка.

Сколько с начала года собрано дикоросов? Какие дикоросы самые популярные?

Иван Советников: По официальной статистике, которая очень далека от факта, сегодня собрано 5,5 тыс. тонн пищевых ресурсов. Больше всего, по этим данным, собрано орехов, потому что они тяжелее относительно других видов дикоросов. В год заготавливается около 20 тыс. тонн. Ключевой продукт - это кедровый орех. Но эти цифры - самый верхний срез. В России собирают значительно больше и ягод и грибов и орехов.

Нет ли задачи это все контролировать? Чтобы понимать объемы сбора более точно?

Иван Советников: Контроль ради контроля не нужен. Знать, сколько бабушка собрала грибов нам не надо. Нам есть чем заняться. Наша первая задача - чтобы в бюджет поступали деньги от бизнеса. Для граждан мы специально установили нулевую налоговую ставку. Вторая задача - щадящие методы, чтобы не было варварских сборов. И обе эти задачи решаются упрощением процедур для бизнеса.

С 1 сентября цифровой двойник леса, который должен контролировать всю отрасль в регионе, заработал в Архангельской, Московской и Ульяновской областях. Как там идет работа?

Иван Советников: ФГИС ЛК действительно заработал в трех регионах. Еще в 60 регионах мы запустим его до 1 января. У нас есть специальный план-график. Чтобы внедрение прошло гладко и хорошо, мы готовились и этой работой занимались с апреля. Мой заместитель Спиренков Вячеслав Александрович специально вылетел в Архангельск, чтобы на месте посмотреть, как все стартовало. Первая информация с места говорит, что система работает, глобальных сбоев и проблем нет.

Регионам удается соблюдать план-график перехода на цифровой двойник леса? Или есть отстающие?

Иван Советников: У регионов нет выбора. Эта норма прописана в законе, чтобы не было расхождений. Пока все идет по плану, мы рассчитываем, что все успеют.

Как вы оцениваете прохождение пожароопасного сезона в этом году? Кто плохо справился?

Иван Советников: Год у нас был очень тяжелый, намного тяжелее прошлого года. И сезон начался раньше обычного и дальние районы Якутии загорелись. Было очень многих сложных и даже трагических историй.

В числе антилидеров в этом году у нас Еврейская автономная область. Люди прямо не хотели тушить пожары. Мы будем добиваться привлечения к ответственности и регионального министра, и других ответственных лиц.

Но в целом, мы не допустили гибели местных жителей от лесных пожаров. И уложились в Указ Президента, который устанавливает максимальные показатели на год. Сезон еще не закончен, буквально недавно был сложный пожар в Геленджике. Впереди весь сентябрь, октябрь и, возможно еще ноябрь на юге России.

По поручению вице-премьера Виктории Абрамченко вы с Минфином прорабатываете механизм стимулирования регионов, которые либо не допустили пожары, либо хорошо с ними справились. Уже понятно, сколько недополучат в 2024 году те регионы, которые в этом году сильно горели?

Иван Советников: Мы в поиске решения. С одной стороны, это логично, что те, кто плохо работает, должен меньше получать. А те, кто работает хорошо, должен получать больше.

Но у наших коллег из Северного Кавказа не было пожаров три года. И очевидно, что деньги на тушение пожаров мы им не выдаем. И обратная ситуация: загорелся сильно Магадан в этом году, Федштаб поручил тушить там, где они не тушили раньше. И раз мы хотим расширения зоны тушения, то нужно дать региону больше денег. Ведь это и зарплаты, и полеты, и дополнительная работа машин. Реализовать это без дополнительных средств невозможно.

Тут нужен более сложный механизм. Мы работаем над поручением, но, очевидно, простого решения здесь нет. Просто не дать денег регионам, которые сильно горели, не выйдет.

Какой у вас прогноз по пожарам на осень?

Иван Советников: Традиционно это юг России: Волгоград, Астрахань. Юг Приморья, ЕАО и Хабаровского края, возможно, Якутии. Еще возможны лесные пожары на юге Красноярского края, Тывы и Хакасии. В ЦФО это Воронежская, Белгородская, Тамбовская область. В Поволжье: Самарская, Ульяновская, Саратовская, Пензенская области. Риски прогнозируются на территории 24 субъектов.

В ряде регионов есть запрет на полёты дронов, которые важны в том числе для лесной промышленности. Но недавно Минэкономразвития предложило исключить из этого запрета беспилотники, применяемые в сельском хозяйстве. Планируется ли такое же исключение сделать для лесохозяйственных работ? Каких регионов это может коснуться?

Иван Советников: Мы поддерживаем снятие запрета на работу дронов. Беспилотные системы неплохо развиты в лесном хозяйстве и очень помогают в работе инспекторам и при тушении пожаров. Мы максимально стараемся эту технологию развивать.

Очень рассчитываю, что с развитием направления, автономные дроны, которые могут сутки мониторить территорию, присылая фото с пожаров, станут доступней по цене, сейчас они очень дорогие для лесников. В перспективе они могли бы заменить авиамониторг.

Когда вы на это рассчитываете?

Иван Советников: Это зависит от промышленности, когда они сделают недорогой дрон с сильной связью.

Вы разработали новые критерии оценки регионов по эффективности ведения лесного хозяйства, теперь они будут разделены на 10 групп. Значит ли это, что лидера не будет? И аутсайдеры будут не так очевидны?

Иван Советников: В каждой группе будут свои лидеры и свои аутсайдеры. Мы получали справедливые отзывы из регионов: как можно сравнивать Калмыкию с Якутией? Как сравнивать "богатые" субъекты с депрессивными регионами, где нет бюджета и зарплаты в пять раз ниже? Как сравнивать лесопромышленный Архангельск с заповедным Алтайским краем? Как сравнивать Чукотку с Дагестаном? Мы 87 регионов (в рейтинге представлены субъекты с землями лесного фонда, таким образом Москва и Санкт-Петербург не участвуют в рейтинге - прим. ред.) разделили на 10 групп по климатическим и социально-экономическим условиям и анализ работы субъектов будет в рамках этих групп. То есть, мы будем сравнивать Архангельскую область с Вологодской. Там много леса и есть крупный лесной бизнес. А Калмыкию сравним с Астраханью, Хабаровск с Приморьем. Из каждой группы мы возьмем по два лидера и по два аутсайдера.

Куда сейчас Россия экспортирует больше всего дерева? Появились ли у нас новые рынки?

Иван Советников: Больше всего древесины уходит в Китай, около 70%. Также подключаются и страны Западной и Средней Азии и Востока: Узбекистан, Таджикистан, Турция, ОАЭ, Киргизия. Пытаемся выходить на рынок Индии.

А какой товар наиболее востребован?

Иван Советников: За первое полугодие больше всего на экспорт ушло пиломатериалов из сосны, на втором месте ель, затем лиственница.

Добровольная сертификация, не планируете ли вы на базе своих систем ее вводить?

Иван Советников: В России уже есть система добровольной лесной сертификации. И ключевое слово тут "добровольная". Любая добровольная система всегда требует больше, чем основной закон. Эти системы требуют сверхусилий от бизнеса и за это дают им свои сертификаты. Мы же чиновники, у нас есть закон. Все, что есть в законе, мы требовали, требуем и будем требовать. Все, чего нет в законе, мы требовать не вправе и не планируем. Сама логика нашей работы этому противоречит.

Вы сейчас проводите лесопатологический мониторинг лесов вокруг Байкала. Какова там ситуация? Нет ли необходимости в санитарной рубке леса?

Иван Советников: Лес - это живое существо, которому рано или поздно нужен доктор. В целом сейчас состояние лесов вокруг Байкала в пределах нормы. Дистанционно обследовано 5 млн га, 500 тыс. га обследовали натурно. До конца года спецэкспедиции обследуют еще порядка 2 млн га труднодоступной местности. Очаги лесных насекомых-вредителей снизились по сравнению с прошлым года и сейчас составляют порядка 48 тыс. га очагов, что также в пределах нормы. Есть погибшие деревья, их около 4 тыс. га, но уже с начала года лесовосстановление там проведено на 27 тыс. га, что полностью перекрывает площадь погибшего леса.

Последние новости

Популярные новости