Сегодня в тех регионах, где введен раздельный сбор мусора, жильцы многоквартирных домов могут принять решение об оплате ТКО исходя из количества фактически вывезенных контейнеров, а не из нормативов. Однако операторы по обращению с отходами зачастую уклоняются от заключения таких соглашений. Чтобы защитить права жильцов, в Госдуме предлагают разрешить собственникам жилья по их желанию переходить на оплату реально накопленного объема ТКО независимо от того, приняты в регионе соответствующие нормы или нет. Такие поправки обсудят на очередном заседании межведомственной рабочей группы по совершенствованию системы расчета размера платы за твердые коммунальные отходы, сообщила зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева в интервью «Парламентской газете».
- Светлана Викторовна, почему было принято решение создать межведомственную рабочую группу по совершенствованию системы расчета платы за ТКО?
- Это ответ на запрос со стороны населения. В Госдуму поступает очень много обращений по поводу невозможности перерасчета за вывоз мусора, перехода на оплату ТКО по фактически накопленным объемам и так далее. Ранее я обращалась к вице-премьеру Виктории Абрамченко и в Минстрой с просьбой создать межведомственную рабочую группу для обсуждения этих вопросов, чтобы принимать решения в пользу граждан. Мое предложение было поддержано.
- До чего удалось договориться на первом заседании рабочей группы, которое прошло 22 августа?
- Большинство участников согласились с тем, что перерасчет платы за ТКО в случае временного отсутствия жильца должен быть доступен не только для тех, кто зарегистрирован по месту жительства, как это действует сегодня, но и для собственников. Сейчас, если у человека есть второе жилье, где он не зарегистрирован, он в любом случае будет платить за мусор, даже если он там не проживает и этот мусор не производит. Это несправедливо. Поэтому я предложила дать возможность перерасчета платы за мусор собственникам нескольких помещений, если в них никто не проживает и не прописан. На заседании развернулась дискуссия по поводу того, полностью ли освобождать таких владельцев собственности от платы за ТКО или ввести для них понижающий коэффициент. Пока этот вопрос остается открытым.
- А как можно будет доказать, что человек не проживает в своем втором жилье, где он не зарегистрирован?
- Этот вопрос мы как раз обсуждали на первом заседании. Участники рабочей группы поддержали мое предложения, что в качестве доказательств отсутствия жильца в помещении могут выступать показания счетчиков воды и электроэнергии. Но была дискуссия, можно ли только один показатель использовать для перерасчета или вкупе с другими? Этот вопрос продолжим обсуждать на ближайшем заседании.
- Какие еще вопросы планируете обсудить на следующем заседании?
- Мы договорились с участниками рабочей группы, что рассмотрим поправки, связанные с упрощением перехода на расчет платы за ТКО по фактически накопленному объему. В Минстрое и в Минприроды согласны с тем, что в этом направлении надо двигаться.
Дело в том, что сейчас закон не запрещает управляющим компаниям и ТСЖ, которые организовали раздельный сбор отходов в многоквартирных домах, заключать соглашения с операторами о переходе с норматива накопления ТКО на фактическое количество вывезенных контейнеров. Но региональные операторы уклоняются от заключения таких соглашений или в судах требуют начисления оплаты по нормативу. При этом в Татарстане, Нижегородской, Самарской областях и других известны случаи, когда органы власти занимают сторону регоператора, а не населения и управляющих компаний. Я считаю, если собственники решили оплачивать мусор по факту, им надо дать такое право независимо от того, принял регион такой порядок или не принял. Нужно запретить регоператорам отказывать потребителям или компаниям, действующим от их имени, в заключении соответствующих соглашений. Есть и другой очень важный вопрос. Людям бывает сложно доказать, что услугу по вывозу мусора оказывают некачественно, что контейнеры переполнены, мусоровозы не приезжают, — и на основании этого провести перерасчет платы за ТКО.
- Как эту проблему решить?
- Нужно внести поправки в постановление Правительства, установив, что основанием для перерасчета стоимости услуги по ТКО могут быть данные из маршрутного журнала о движении мусоровоза и данные ГЛОНАСС, и обязать регоператора вести эти сведения. Этот вопрос я тоже предложу для обсуждения на рабочей группе в следующий раз.
- А что будет дальше со всеми рассмотренными предложениями?
- Будем продолжать работать. Пока еще не все высказались, кто-то не смог присутствовать на обсуждении. Поэтому позднее по каждому вопросу мы подготовим резюме и подготовим пакет предложений для изменения нормативных актов и законодательства. Но это процесс не быстрый, все инициативы надо тщательно проработать.