Мангры – вечнозеленые лиственные леса, произрастающие в приливно-отливной полосе морских побережий и устьев рек, в местах, защищенных от волн коралловыми рифами или островами. Они широко распространены в тропиках, но встречаются и в зонах с умеренным климатом, где их развитию благоприятствуют морские течения. Мангровые леса заливаются приливами 10-15 раз в месяц и потому находятся в воде около 40 процентов общего времени.
Мангровые экосистемы поддерживают богатство биоразнообразия; благодаря им развиваются многочисленные рыбные хозяйства и природные питомники. Кроме того, они выступают в качестве своего рода естественной береговой защиты от штормовых нагонов, цунами, повышения уровня моря и эрозии. Почва мангровых лесов эффективно поглощает большие количества углерода и удерживает его в виде отложений.
К сожалению, констатируют ученые, мангровые экосистемы исчезают в три-пять раз быстрее по сравнению с глобальным сокращением территории всех лесов на планете, что влечет за собой серьезные экологические и социально-экономические последствия. Согласно текущим оценкам, площадь территории, покрытой мангровыми лесами, за последние 40 лет сократилась в два раза.
«Здоровье людей всегда зависело от здоровья планеты, и в современном меняющемся мире важность мангровых экосистем становится совершенно очевидной, – говорится в послании Генерального директора ЮНЕСКО Одре Азуле. – Тем не менее, по оценкам специалистов, в период с 1980 по 2005 год отдельные страны потеряли более 40 процентов мангровых лесов, зачастую в результате застройки прибрежных районов».
В условиях чрезвычайной климатической ситуации, отметила глава ЮНЕСКО, человечеству нужно принять дополнительные меры для сохранения мангровых лесов, выполняющих жизненно важную для планеты функцию поглощения углерода. Это понимание лежит в основе проекта ЮНЕСКО по восстановлению мангровых лесов в семи странах Латинской Америки – в Колумбии, на Кубе, в Мексике, Панаме, Перу, Сальвадоре и Эквадоре. Проект направлен не только на создание экономических возможностей для местных общин, но и позволит наладить обмен знаниями между местным коренным населением и научным сообществом.