Она стала жертвой очередного витка конфликта между дикой природой и человеком, развернувшегося в губернаторстве Сабах на северо-востоке Калимантана. Хотя леса, в которых живут редчайшие калимантанские слоны (Elephas maximus borneensis), официально относятся к заповедным (здесь расположен Gunung Rara Forest Reserve), часть из них вырубается с целью заготовки древесины и созданиях новых плантаций. И мертвую слониху нашли как раз на участке, который планировалось превратить в сельхозугодья. Предполагаемой причиной ее смерти назвали отравление. Всего за четыре недели было обнаружено 14 мертвых слонов, все — молодые животные в возрасте от четырех до двадцати лет.
Калимантанских слонов часто называют карликовыми (pygmy), хотя на самом деле они лишь немногим меньше сородичей с материка, от которых отличаются в первую очередь не внешностью, а характером: они удивительно смирные, спокойные и даже несколько пассивные. По этой причине некоторые ученые полагали, что предками калимантанцев были одомашненные азиатские слоны, подаренные Британской Ост-Индской компанией в XVIII веке султану Сулу и по какой-то причине выпущенные в джунгли. Однако генетический анализ показал, что калимантанские слоны впервые попали на остров в плейстоцене, около 300 тысяч лет назад, когда современные люди еще не добрались до Юго-Восточной Азии. Это позволяет признать слонов Калимантана отдельным и одним из самых угрожаемых подвидов азиатского слона, остро нуждающимся в охране.
Калимантанские слоны примерно на треть меньше индийских, но в целом не отличаются размером от других слонов Зондского архипелага, их вес может достигать внушительных пяти тонн! Фото с сайта sabahtravel.com
Современный ареал калимантанских слонов охватывает леса на севере и северо-востоке Калимантана (примерно 95% ареала приходится на территорию Малайзии, оставшиеся 5% — территория Индонезии), их общая численность оценивается не больше чем в полторы тысячи особей (из них в Индонезии проживает не больше сотни). Обычно эти животные встречаются в низменных лесах и речных поймах, причем обязательно держатся неподалеку от природных солончаков, из которых получают требуемые им минеральные вещества, которыми бедны калимантанские почвы. Эти слоны отлично плавают и легко пересекают реки по пути к новым пастбищам.
Калимантанские слоны — отличные пловцы. Фото © Josh Vandermeulen с сайта inaturalist.org, Калимантан, октябрь 2017 года
Слоны разных полов придерживаются разных мест обитания: в то время как стада из взрослых самок с неполовозрелым потомством в основном держатся на равнинной местности, взрослые одинокие самцы чаще забредают в холмы. Семейная группа включает 8–12 животных: самку-матриарха, ее ближайших родственниц и их детенышей. Самцы покидают стадо, достигая подросткового возраста (около 8 лет), после чего живут отдельно или небольшими группами по две-три особи. Половой зрелости слоны достигают в 10–12 лет, а живут в дикой природе до 60 лет, хотя в условиях нарастающего конфликта с людьми шансов дожить до преклонного возраста у них всё меньше.
Как и все слоны, калимантанские медленно размножаются: после двухлетней беременности самка производит на свет единственного детеныша, который еще три-пять лет будет всюду следовать за матерью, питаясь ее молоком. Поэтому интервал между родами составляет не меньше пяти лет. Вдобавок, слоны могут отказываться от размножения, если столкнутся с серьезным стрессом (например, засухой или ранением). Поскольку калимантанские слоны принадлежат к отдельному подвиду, скрещивание с представителями других подвидов (индийским, цейлонским, суматранским) приведет к генетическому загрязнению и утрате самобытности, а в зоопарках этот подвид почти не представлен.
Как и их сородичи, калимантанские слоны держатся матриархальными стадами и самая старшая слониха ведет своих сестер, дочерей и племянниц к новым пастбищам. Фото с сайта houstonzoo.org
Фрагментация лесных массивов из-за нарастающих темпов вырубки деревьев — одна из главных угроз выживанию калимантанских слонов: за последние сорок лет площадь пригодных для них лесов сократилась на 60%. Это вынуждает животных постоянно выходить на плантации, чтобы отыскать пищу (взрослому слону требуется до 150 килограммов пищи ежедневно) или добраться до другого лесного участка. Десятки слонов гибнут из-за конфликтов с людьми, и защитники природы постоянно ведут работу по уменьшению напряжения между фермерами и дикими животными.
Снабдив пять самок ошейниками с передатчиками, ученые выяснили, что в нетронутом лесу минимальная территория, занимаемая стадом слонов, колеблется от 250 до 400 км2, тогда как во фрагментированной среде за год слоновье стадо может обойти и 600 км2. Работая с политиками и владельцами плантаций, защитники слонов добиваются создания специальных «зеленых коридоров», связывающих отделенные друг от друга лесные массивы, и защитных барьеров, не позволяющих животным вторгнуться на плантации (последние должны быть весьма надежными, ведь слоны справляются даже с электрозаборами).
Защитники природы ведут масштабную работу по объединению разрозненных лесных массивов «зелеными коридорами», что позволит слонам путешествовать не выходя на плантации и не вступая в прямой конфликт с людьми
У современных калимантанских слонов нет других врагов, кроме людей. Никаких явных следов существования крупных хищников на острове нет: слухи о калимантанских тиграх (см. Bornean tiger) не подтверждены ни одной достойной доверия фотографией или частями туши убитого животного, — чем, возможно, и обусловлен кроткий слоновий нрав. Тем не менее по мере знакомства с изобретениями человека слоны могут становиться агрессивнее: например, в тех местах, где люди часто устанавливают ловушки для поимки мелких лесных животных, слоны нередко ранятся (по некоторым оценкам, около 20% популяции слонов носят следы «знакомства» с такими ловушками) и, как следствие, начинают вытаптывать любые следы присутствия человека в своей среде обитания. Возможно, в недалеком будущем такое поведение станет нормой для всей популяции, после чего встреча со слоном в калимантанских джунглях может стать опасной для человека.
Сегодня предпринимаются всё более жесткие меры по защите калимантанских слонов: любому, кто будет пойман на браконьерстве, грозит штраф 50 тысяч ринггитов (около 10 тысяч долларов США) и тюремный срок до пяти лет. Редкие слоны — не единственные дикие животные, которым угрожает вторжение людей в их исконные места обитания: на Калимантане живет около ста эндемичных видов, так что «в одной лодке» с островными великанами оказываются обезьяны носачи (Nasalis larvatus) и калимантанские орангутаны, немыслимое количество птиц) и растения, не встречающиеся больше нигде не планете.
Калимантанские слоны привлекают немало туристов, так что развитие туризма в Сабахе может сыграть немалую роль в спасении этих животных. Фото с сайта borneoadventure.com
Остается только надеяться, что лучшая защита заповедных земель и поиск новых способов сосуществования фермеров и слонов (например, известно, что голодные слоны представляют угрозу только для молодых масличных пальм, тогда как со взрослых деревьев они собирают только листья, не повреждая сами растения) позволит смирным великанам и множеству других видов диких животных и дальше заселять дождливый Калимантан.
Анна Новиковская, Элементы.