Индивидуальные предприниматели смогут бесплатно получить участки земли или водоемов на три года, чтобы искать там золотой песок. Но когда они свернут работы, им придется вернуть территориям первоначальный вид. Такой законопроект готовят в Госдуме к первому чтению. Но депутаты усомнились, что золотоискатели станут неукоснительно соблюдать требования, и предложили обязать старателей предоставлять финансовую гарантию или покупать страховку, способную покрыть расходы на восстановление. Об этом говорили на парламентских слушаниях в Госдуме 28 июня.
По текущей версии законопроекта, для желающих добывать россыпное золото выделят специальные территории и части водоемов. Регион, который захочет легализовать у себя частных старателей, должен согласовать список таких зон с федеральным властями. В первые три года это будет возможно на Дальнем Востоке и в Арктике, а потом по всей России. Например, в Магаданской области уже ждут, когда можно будет приступить к делу. По словам главы регионального министерства природных ресурсов Олега Косолапова, в области готовы выделить золотоискателям зону площадью 1498 гектаров. «Готовы нарезать участки», — сказал он.
Получить участок можно будет, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя и подав заявку в электронной системе. Платить за него не придется. Но надо будет выполнять некоторые требования. В частности, восстановить участок после завершения работ: снести возведенные постройки, удалить загрязнения, вывезти мусор, вернуть на место грунт и посадить саженцы, если старатель рубил деревья. Следить за происходящим на участках станут региональные власти.
В Правительстве считают, что это позволит вовлечь в оборот мелкие россыпи и бороться с незаконной добычей золота. По словам статс-секретаря — замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павла Волкова, сейчас старатели вовсю работают и вне закона, продавая добытое на черном рынке иностранцам. «А нужно, чтобы то, что они сейчас уносят мафии, они несли государству, в специальные золотоприемные кассы», — сказал он, добавив, что это поможет заработать «маленькому человеку», живущему в отдаленном поселке, где нет работы.
Новшество поможет бороться с нелегальной добычей, согласился глава Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. По его словам, старательство в России всегда было популярно. Даже в середине прошлого века в стране насчитывалось 120 тысяч вольноприносителей. И то, что сейчас такая деятельность не урегулирована, — законодательный пробел, который надо устранить, убежден депутат. Но нужно доработать законопроект ко второму чтению, учтя замечания к нему, добавил он.
А замечаний оказалось немало. Например, к тому, что станет с природой после старателей. Как рассказал председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, уже сейчас компании могут получить в упрощенном порядке лицензии на участки, где еще не выявлены запасы полезных ископаемых. И многие организации не в состоянии покрыть наносимый ущерб. Что уж говорить об индивидуальных предпринимателях. «В долинах рек сохранились незначительные запасы золота, которые ранее не вовлекались в разработку из-за неизбежных экологических последствий», — отметил Кобылкин. Такие участки как раз смогут выдать старателям.
Поэтому, по мнению главы комитета, если и разрешать добычу драгоценного песка гражданам, нельзя выводить ее из-под законодательства о недрах, которое предусматривает контроль государства над запасами россыпного золота и охрану природы.
К тому же старатель, уходя с участка, может просто заявить, что у него нет денег, чтобы рекультивировать его, отметил депутат Дмитрий Погорелый. «Поэтому, на мой взгляд, при подготовке законопроекта необходимо рассмотреть вопрос о депонировании возмещения ущерба», — сказал он. По его словам, такая практика уже есть в ряде государств: прежде чем начать работы, потенциально опасные для экологии, предприниматель резервирует сумму, которая сможет покрыть причиненный вред.
Альтернативой может стать и страховка, сказал депутат Зариф Байгускаров. Ведь, по его словам, на рекультивацию могут понадобиться миллионы рублей.
Это нужно добавить в рекомендации Правительству, поддержала коллег заместитель председателя Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Валентина Пивненко. «Та часть, которая говорит о разработке страховочных механизмов для защиты и восстановления окружающей среды, мне кажется, должна быть внесена в проект закона при его доработке», — сказала она.
Если Госдума решит принять законопроект в первом чтении, надо будет одновременно принять и постановление с рекомендациями, что необходимо доработать ко второму, убежден Дмитрий Кобылкин. Стоит вводить новые правила постепенно, отслеживая последствия. «Если коллеги из министерств и регионов считают, что это действительно способ улучшить жизнь местного населения, данную схему можно опробовать с учетом высказанных замечаний, но применить ее только в одном или двух субъектах РФ и через три года посмотреть, как это все работает», — отметил парламентарий. И даже после этого нельзя продлевать эксперимент автоматически, добавил он, сначала надо взвесить все за и против.
В Минвостокразвития с этим отчасти согласились. По словам Павла Волкова, новый механизм решили ввести сначала в двух пилотных регионах — Магаданской области и Забайкальском крае. Но через два года к ним планируют добавить другие регионы Дальнего Востока и Арктики.
Концепцию законопроекта уже поддержали во всех дальневосточных и арктических субъектах, кроме Якутии, рассказал Харитонов. Теперь, когда отзывы собраны, предстоит рассмотреть инициативу в первом чтении. Когда ее вынесут на рассмотрение, решат на ближайшем заседании совета Думы.