Такой законопроект Госдума приняла во втором чтении на заседании 27 июня. Ученые должны будут анализировать изменения и давать прогнозы, которые позволят оценить, выдержат ли повышение температур фундаменты зданий, дороги и трубопроводы.
По данным Минприроды, только за последние два-три десятка лет температура мерзлоты в разных регионах повысилась на 0,5-2 градуса. Особенно это заметно в Арктике. А это, как следует из доклада министерства о состоянии окружающей среды, опубликованного в декабре, чревато рядом проблем. Участились оползни, проседает земля над залежами нефти и газа, где ведут разработки. А главное — снижается несущая способность грунта. В результате идут трещинами дома, складываются в гармошки дороги, разрушаются трубопроводы и линии электропередачи. Многие дома стоят на сваях, вбитых на 10-12 метров и смерзшихся с грунтом, а когда температура под землей поднимается, сваи уже не могут удержать здания, и те деформируются, пояснил «Парламентской газете» старший научный сотрудник лаборатории геоэкологии Севера географического факультета МГУ Алексей Маслаков. Например, в Норильске несколько многоэтажек уже пришлось подпереть балками, чтобы они не завалились набок.
Мерзлота деградирует в Якутии, Ямало-Ненецком, Чукотском автономном округах. «По некоторым оценкам, к 2050 году примерно 70 процентов инфраструктуры, которая находится на вечной мерзлоте, будет подвержено деформациям от ее таяния», — отметил ученый.
По его словам, эти риски нужно закладывать в планы территориального развития регионов и бюджеты. Но точных прогнозов, чтобы смоделировать поведение мерзлоты в том или другом регионе, пока не хватает, так как данные слишком разрозненны. Как пояснил Маслаков, ученые обмениваются информацией, что происходит в скважинах для исследования мерзлых грунтов, на уровне личных контактов. Но в любой момент та или иная научная группа может прекратить исследования. Или могут сломаться приборы. А единственный проект централизованного сбора данных о мерзлоте, в том числе в России, — иностранный. Это Глобальная наземная сеть по вечной мерзлоте (GTN-P).
Чтобы получить предметные данные, которые можно использовать для разных целей, включая оценку рисков при строительстве и эксплуатации инфраструктуры, нужно, чтобы государственная служба вела мониторинг с одинаковой периодичностью и по одним и тем же стандартам, считает ученый.
Новым законопроектом такую работу планируют поручить Росгидромету. Его сотрудники будут собирать данные, анализировать их, оценивать состояние мерзлоты и давать прогнозы. В Правительстве пояснили, что проект рассчитан на два этапа. В этом году выберут и апробируют технологии, а в 2024-2025-м — организуют сам мониторинг везде, где есть мерзлые грунты, не оттаивающие больше трех лет подряд.
Первую станцию — в Ямало-Ненецком автономном округе — уже запустили, рассказал на заседании Комитета Госдумы по экологии его председатель Дмитрий Кобылкин. Еще есть станции Арктического и антарктического НИИ на архипелагах Шпицберген, Земля Франца Иосифа и Северная Земля. Их собираются дооснастить и включить в общую сеть. А всего до конца 2025 года планируют создать 140 станций мониторинга. По словам депутата, это позволит предупредить возникновение аварийных ситуаций в жилом секторе и промышленной зоне.
Как посчитали в Правительстве, на создание наблюдательной сети Росгидромета в этом и следующем году понадобится 970 миллионов рублей. А на содержание — 212 миллионов рублей в год. Деньги станут выделять по программе «Охрана окружающей среды».