Начало > Эко новости > Динозавры начали приобретать черты птиц уже 225 миллионов лет назад

Динозавры начали приобретать черты птиц уже 225 миллионов лет назад

02/07/2023 00:51 / 👁 517 / Источник / Поделиться:
Международная группа палеонтологов изучила найденного в Бразилии примитивного динозавра, у которого уже была одна из ключевых черт современных птиц. Именно эта особенность наряду с другими впоследствии сделала динозавров самыми крупными сухопутными животными на Земле. Этот динозавр жил на территории Бразилии 225 миллионов лет назад и был настоящим великаном по меркам своего времени. Иллюстрация: Márcio L. Castro. Этот динозавр жил на территории Бразилии 225 миллионов лет назад и был настоящим великаном по меркам своего времени. Иллюстрация: Márcio L. Castro.

Появившись в триасовом периоде, 230-245 миллионов лет назад, динозавры долгое время оставались сравнительно некрупными животными, и одна из возможных причин — отсутствие у них воздушных мешков. Эти органы, которые сохранились в телах современных птиц, пронизывают крупные кости скелета и помогают животным получать больше кислорода при дыхании, избегать перегрева и облегчать свое тело. У многих поздних динозавров, включая зауроподов, такие мешки были, поэтому для своих огромных габаритов (некоторые из них вырастали больше 30 метров в длину) эти животные весили сравнительно немного.

Ранее исследователи показали, что у самых первых динозавров, живших 233 миллиона лет назад, воздушных мешков не было: значит, они должны были развиться независимо в разных эволюционных линиях, одна из которых привела к появлению птиц. И теперь группа палеонтологов из Бразилии и США обнаружила следы воздушных мешков в скелете примитивного динозавра, жившего 225 миллионов лет назад.

В статье, опубликованной в журнале The Anatomical Record, ученые отметили, что Macrocollum itaquii был настоящим гигантом своего времени: вырастал до трех метров в длину, становясь вдвое крупнее большинства других динозавров. Изучив строение его шейных и спинных позвонков методом компьютерной томографии, авторы исследования обнаружили в них особые полости необычного строения, непохожие на полости более поздних динозавров, но явно вмещавшие при жизни воздушные мешки.

Причем раньше исследователи полагали, что изначально воздушные мешки прокладывали себе путь через тело динозавра от брюха к голове и появились в шейном отделе позвоночника только у поздних зауроподов, живших уже в юрском периоде. Однако строение макроколлума доказывает, что этот процесс шел в обратном направлении: сначала развились полости в груди и шее, а уже потом начала облегчаться задняя половина туловища.

Следы внутрипозвонковых камер в шейных и грудных позвонках макроколлума; в поясничных и тазовых позвонках ничего подобного не наблюдается / © Aureliano et al., 2023

Вероятно, развитие системы воздушных мешков в разных эволюционных линиях динозавров шло своими уникальными путями, но ее преимущество для животных сложно переоценить. Как видно на примере макроколлума, даже незначительное облегчение передней части туловища и шеи позволило этому динозавру перерасти своих современников, а в будущем зауроподы, достигавшие массы в несколько десятков тонн, стали крупнейшими сухопутными животными из когда-либо бродивших по нашей планете.