1 марта 2023 года вступил в силу 268-ФЗ, которым внесены изменения в ряд федеральных законов, регламентирующих обращение с отходами производства и потребления в части вторичного использования ресурсов.
По словам разработчиков, "документом закладывается основа для формирования устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, снижения их образования". К сожалению, на деле пока мало что меняется: эта сфера очень инерционна, условия для эффективного вторичного использования ресурсов в стране не созданы, считает эксперт-эколог, координатор спецпроектов Национального экологического корпуса Юрий Коробов.
Юрий Анатольевич, почему, на ваш взгляд, принятого закона недостаточно?
Юрий Коробов: 268-ФЗ вводит в правовое поле понятия "вторичные ресурсы" и "вторичное сырье". Безусловно, начинать строить экономику замкнутого цикла необходимо с основ - с определения понятий. Но для воплощения новых экологических принципов на практике этого мало - нужно двигаться дальше. Я пока не вижу тех шагов, которые реально изменят ситуацию. Мусорная реформа стартовала в России 1 января 2019 года, но что сделано за четыре с лишним года? На большей части территории страны мусор по-прежнему свозят на полигоны - сортируется и перерабатывается лишь очень малая часть.
Возможно, проблема в отсутствии инфраструктуры, создание которой - дело небыстрое и недешевое? Но эта работа идет - во многих регионах строятся мусоросортировочные станции и заводы, и государство поддерживает такие проекты бюджетными деньгами.
Юрий Коробов: По данным Минприроды России, территории могут получить от федерального центра субсидии - до 95 процентов от сметной стоимости таких объектов, и это хорошо. Но что толку от сортировочных линий, если на начальном этапе мусор никто не разделяет даже на две фракции? Проблема в том, что нет системы мотивации ни для населения, ни для бизнеса.
Насколько я знаю, за некоторыми видами вторсырья, например, пластиком, компании-переработчики буквально охотятся.
Юрий Коробов: Да, но они включаются в процесс уже на финальном этапе, а сбором и утилизацией мусора занимаются люди, которым эта тема, по сути, безразлична. Вот пример: недавно в Кургане суд уже в третий раз за последние пять лет отменил документ, устанавливающий нормативы накопления ТКО. По мнению истцов, активистов-экологов, они завышены, экономически не обоснованы и абсолютно не стимулируют к рациональному использованию вторичных ресурсов. И это обычная практика: регоператоры взимают за свои услуги непомерно большую плату и продолжают по старинке вывозить мусор на свалки, не заботясь о создании условий для сортировки отходов и переработки вторсырья.
Но ведь и граждане, за исключением немногочисленных экоактивистов, не занимаются разделением бытового мусора - эта культура приживается у нас крайне медленно.
Юрий Коробов: Экологическое воспитание - одна из важнейших задач, причем государственной важности. Менять привычки, которые складывались десятилетиями, непросто. И одной агитации тут мало: вторичное использование материалов должно поощряться. Во времена моего детства, в СССР, за макулатуру можно было приобрести дефицитные товары, а молочные продукты, различные напитки разливали в многоразовую стеклянную тару. Поэтому люди пустые бутылки не выбрасывали, а сдавали, получая за это деньги. Кстати, я сам первый "капитал" именно так заработал. То есть нас с детства приучали к бережливости - именно с помощью системы мотивации, а не лозунгов типа "спасем планету от мусора": пропаганда не столь эффективна, как грамотно выстроенная программа оборота тары и упаковки.
Кстати, пункты приема той же стеклотары были в шаговой доступности, и это важно. И сегодня есть люди, которые тщательно сортируют бытовой мусор и не ленятся сдавать вторсырье, даже если его приходится везти на другой конец города. Честь им и хвала, но таких энтузиастов немного. Большинство же граждан выбрасывают мусор в ближайший контейнер. Если в каждом дворе установят несколько разноцветных баков и повесят подробную инструкцию, как сортировать ТКО, я уверен, люди начнут это делать. Но пока таких условий нет.
Полагаю, вы изучали, как эта проблема решается в тех странах, где сортировка и переработка мусора налажены уже давно?
Юрий Коробов: В большинстве стран Европы, Японии, Корее предусмотрены штрафы за неправильную сортировку ТКО. Люди обязаны разделять мусор на 10 -50 различных видов. Например, в Швеции использованный чайный пакетик вам придется выбросить в четыре разных контейнера: отдельно чай, бумагу пакетика, этикетку и скрепку. И жители делают это, поскольку санкции весьма внушительные. Но подчеркну: для выполнения этой обязанности там создана разветвленная инфраструктура и уже много лет проводится воспитательная работа с населением. Вот и у нас нужно начинать не с наказаний, а с создания условий. А еще - с материального стимулирования.
Что вы имеете в виду?
Юрий Коробов: Сегодня услуга регоператора стоит одинаково для всех. Нужно предусмотреть финансовую мотивацию для тех, кто готов разделять мусор, - например, освобождать их от платы за вывоз ТКО или хотя бы снижать ее. Сортировка отходов - это большая работа: нужно иметь дома несколько контейнеров, объяснять детям, почему это важно, и т. д. И человек должен видеть практический эффект, а не только сознавать, что он молодец, ведь заботится о природе. Если разделять отходы будет выгодно, я убежден, экологически ответственных граждан станет больше. Только когда будет проводиться системная работа, включающая и воспитание, и обеспечение условий, и финансовую мотивацию, люди массово включатся в этот процесс. Раздельный сбор мусора должен стать такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как забота о своем здоровье или уборка квартиры.
Это задача государства?
Юрий Коробов: Оно должно решить стратегические вопросы и вовлечь в работу бизнес. К слову, за рубежом первую скрипку в деле информирования населения о важности разделения мусора тоже играют органы власти и местного самоуправления, но очень активно в этом направлении работает и бизнес - переработчики вторсырья, которые как раз и налаживают процесс его сортировки и сбора на уровне домохозяйств. Поэтому так важно создать финансовые стимулы и для бизнеса. Для тех, кто сдает отходы, как и для населения, предусмотреть снижение платы. А для тех, кто готов сам организовать сбор и переработку вторичных ресурсов, стоило бы ввести пониженные налоговые ставки или, например, вообще освобождать такие производства от налога на имущество. Ну и, конечно, широко использовать субсидии и другие меры поддержки для поощрения запуска новых проектов.