Затем они собрали текстовые посты шести региональных сообществ ВКонтакте, организующих различные практики обращения с отходами, и нашли все упоминания девяти практик с помощью контент- и герменевтического анализов. Исследование способствовало пониманию того, какие социальные практики продвигаются в сообществах, занимающихся раздельным сбором отходов, и могут ли эти практики повлиять на непрекращающийся рост потребления — основной причины экологических проблем.
Воздействие экологического кризиса заставляет политиков, бизнесменов, общественных деятелей и рядовых граждан пересматривать сложившиеся в обществе практики. Сегодня некоторые политические решения по управлению окружающей средой уже приняты как на уровне мирового сообщества, так и на уровне отдельных регионов. Однако многие исследователи все чаще критикуют эту политику, выражая сомнения в эффективности проводимых изменений, готовности общества поддерживать политические решения, адекватности государственной поддержки низовых инициатив, непоследовательности национальной политики.
Критика становится особенно резкой, когда речь идет о непрекращающемся росте производства и потребления. Некоторые исследователи отмечают, что люди не могут бесконечно увеличивать производство и потребление товаров, услуг и ресурсов из-за существующих пределов роста и системного порога Земли. Поэтому рост потребления можно считать основной причиной современных экологических проблем и изменения климата.
В своей новой научной работе, опубликованной в журнале Changing Societies and Personalities, экологи ТюмГУ (Ольга Захарова, Анна Глазкова, Ирина Пупышева и Наталья Кузнецова) рассказали: поскольку потребление является движущей силой современного капитализма, некоторые исследователи утверждают, что решение экологических проблем невозможно без радикального изменения социальных практик.
В этом контексте практики, позиционируемые как экологические или зеленые, могут различаться в отношении потребления. Некоторые экологические методы стимулируют потребление, побуждая людей покупать высокоэнергоэффективные приборы. Другие предлагают сократить потребление, например, путем обмена вещами. Например, «зеленое подталкивание» направлено на внесение небольших изменений в повседневную практику, которые не подразумевают отказ от покупки вещей. Шеринговая экономика предполагает совместное, коллективное использование вещей, что дает возможность отказаться от лишних покупок и в дальнейшем приводит к сокращению производства.
Такой же дуализм в отношении потребления существует в таких системах практик, как концепция устойчивого развития и концепция замедления роста. Цели устойчивого развития (ЦУР) включают методы экономии ресурсов и защиты окружающей среды. Однако они не означают отказа от идеи экономического роста. Кроме того, ЦУР способствуют экономическому росту в бедных странах, странах со средним и выше среднего уровнем дохода с общим населением в шесть миллиардов человек.
Согласно документу ООН «17 целей по преобразованию нашего мира», ликвидация бедности должна идти рука об руку со стратегиями, обеспечивающими экономический рост, что, несомненно, увеличит потребление ресурсов и энергии в несколько десятков или сотен раз. И наоборот, сторонники теории замедления роста, обосновывающие возможность благополучия без увеличения потока вещества и энергии между обществом и природой, оспаривают представление об экономическом росте как главном показателе общественного развития и утверждают, что экологический коллапс неизбежен даже при нулевом росте.
Рост потребления вызывает не только истощение ресурсов планеты, но и рост отходов. Решение о том, что делать с различными вещами после их использования, может быть трудным выбором в повседневной практике. Ответственная утилизация бывших в употреблении вещей становится неотъемлемым элементом практики ресурсосбережения.
Учитывая непрерывный рост потребления, проблема неэффективного обращения с отходами становится серьезной социальной проблемой. Некоторые российские исследователи занялись обсуждением возможных решений проблем обращения с отходами, включая переработку отходов, институциональные разработки в области обращения с отходами, переосмысление отходов как новых источников непроизводственной экономической выгоды.
Ряд исследователей изучали вовлеченность граждан в функциональные общественные практики на институциональном уровне и в частном секторе, факторы и условия вовлечения россиян в практики раздельного сбора мусора. Однако практика граждан, пытающихся решить эти вопросы не исследовались с точки зрения роста потребления и еще не рассматривались как адаптивная и преобразующая.
Адаптивные практики повышают приспособляемость общества к ухудшающейся окружающей среде и изменению климата, не предполагая сокращения потребления. Преобразующие практики направлены на сокращение производства и потребления товаров, услуг и ресурсов, а также на образование отходов.
Исследователи ТюмГУ попытались выявить зеленые практики, направленные на снижение потребления, группы людей, с которыми общались в социальной сети ВКонтакте. Ученые выбрали девять зеленых практик по теме раздельного сбора мусора и классифицировали их как адаптивные и преобразующие. Затем они собрали текстовые посты шести региональных сообществ ВКонтакте, организующих различные практики обращения с отходами, и нашли все упоминания девяти практик с помощью контент- и герменевтического анализов.
В полученных данных ученые выявили преобразующие практики, направленные на снижение потребления. Таким образом, исследователи сосредоточились на трех вопросах: какие методы раздельного сбора отходов являются адаптивными и преобразующими; какие практики упоминаются в тюменских интернет-сообществах, посвященных раздельному сбору мусора; насколько распространены практики граждан, направленные на сокращение потребления в выбранных интернет-сообществах.
Исследование способствовало пониманию того, какие социальные практики продвигаются в сообществах, занимающихся раздельным сбором отходов, и могут ли эти практики повлиять на непрекращающийся рост потребления — основной причины экологических проблем. Это исследование объясняло, как общество одного региона, такого как Тюменская область, Россия, трансформировалось под влиянием экологической повестки, в том числе концепции низкоуглеродного развития (Распоряжение Правительства, 2021).
К тому же, знание о трансформациях социальных практик и ценностей локальных сообществ, оказывающих давление на земные системы, конкурируя с геологическими силами в эпоху антропоцена, – необходимое условие стабилизации климата и достижения климатической нейтральности.
Проекты реформ по принципу «сверху вниз» недостаточно радикальны, чтобы стимулировать процессы трансформации, и часто ограничивают участие общественности. Поэтому исследование показало возможности низовых инициатив в экологизации общества. Для выявления зеленых практик, направленных на снижение потребления в сообществах социальных сетей (ВКонтакте), посвященных раздельному сбору мусора, исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, проанализировав предыдущие исследования, ученые выбрали девять зеленых практик, наиболее часто упоминаемых в связи со сбором, переработкой и предотвращением образования отходов, и классифицировали их как адаптивные и преобразующие. Адаптивные практики не предполагают сокращения потребления; поэтому сортировку отходов, изучение маркировки продукции, переработку отходов и подписание петиций можно считать адаптивными.
Трансформационные практики предполагают снижение расхода материи и энергии за счет изменения коллективных и индивидуальных действий. Преобразующие практики включают в себя сознательное сокращение потребления, например, отказ от покупок, обмен, совместное использование, участие в действиях по пропаганде ответственного потребления и ремонт.
Второй этап включал сбор данных из социальной сети ВКонтакте. Для выбора сообществ ВКонтакте, освещающих тему раздельного сбора мусора, ученые использовали социальный граф, построенный для кластеризации практик зеленых сообществ ВКонтакте Тюменской области, России, вокруг некоторых важных для пользователей тем, таких как животные, экофуда, экорынки и раздельный сбор мусора.
Таким образом, в своей статье исследователи изучили раздельный сбор отходов как набор из девяти зеленых практик, классифицированных как адаптивные и преобразующие в отношении потребления. Всего 1987 постов сообществ ВКонтакте содержали упоминания девяти выбранных практик. Большинство практик оказались адаптивными; доля постов с упоминанием адаптивных практик колебалась от 94,4 до 51,5 процентов. Трансформационные практики менее распространены, хотя эти практики направлены на сокращение потребления, что необходимо для гармонизации отношений между природой и обществом.
Ученые показали, как инициативы на низовом уровне могут изменить социальные практики, чтобы уменьшить нагрузку на окружающую среду. Полученные результаты могут помочь лицам, принимающим решения, создать условия для распространения описанных практик и внедрения новых, направленных на сокращение потребления. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и EISR.