Эволюция гоминид началась в Африке и была тесно связана с климатом и ландшафтом этого континента. «Саванная теория» предполагает, что первоначально наши далекие предки населяли местные леса и уже там начали вырабатывать навыки и анатомию, необходимые для хождения на двух ногах. Однако завершился этот переход позднее, когда климат стал суше, а влажные леса начали уступать место открытым, заросшим травой пространствам саванны.
Появление обширных травянистых ландшафтов на востоке Африки обычно относят ко времени около 10 миллионов лет назад. Но новая работа американских ученых отодвинула этот важный переход еще на 10 миллионов лет дальше в прошлое. Статья Лауры Маклатчи (Laura MacLatchy) и ее коллег опубликована в журнале Science.
Расширение саванны связывают с распространением многолетних трав, способных к С4-фотосинтезу — более эффективному процессу фиксации атмосферного углерода, характерному для растительности засушливых и жарких регионов. И когда ученые проанализировали образцы древних почв, собранные в нынешних Кении и Уганде, они обнаружили, что свидетельства С4-фотосинтеза появляются еще 21 миллион лет назад.
По оценкам исследователей, уже тогда деревья покрывали не более 10-30 процентов местной территории. Более того, в течение года происходила выраженная смена влажных и сухих сезонов, которая могла затруднять питание одними лишь лесными фруктами.
Развивает эти результаты вторая статья, опубликованная в том же номере журнала Science. В ней Маклатчи и ее соавторы рассматривают возможный переход к бипедальности у обезьян, в частности у вымерших моротопитеков (Morotopithecus bishopi). Они считаются древнейшими человекообразными, с которых началось движение к прямохождению. Предполагается, что моропитеки питались фруктами и, чтобы добраться до плодов на высоких и дальних ветках, начали подниматься на две ноги, даже не покидая лесной кроны.
Однако новый анализ показал, что эти обезьяны поедали, скорее, листву. В таком случае выпрямление спины могло помогать им дотянуться до молодых и свежих листьев, а затем переместиться к следующему заросшему деревьями участку. Это было особенно важным для питания на местности, которая к тому времени уже была в основном покрыта травой и часто страдала от засухи.