В России 2,5 миллиона рек, и самый большой вред промышленность и коммунальные предприятия наносят Волге. В Минприроды разрабатывают новый нацпроект оздоровления водных ресурсов, рассчитанный с 2025 до 2030 года. Сброс сточных вод в Волгу планируют сократить в три раза, а это значит, что больше жителей получат чистую питьевую воду. В проект включат не только Волгу и Байкал, но и — по поручению президента Владимира Путина — Каму, Иртыш, Урал, Неву. Как сделать реки чище, обсудили на парламентских слушаниях в Госдуме 6 апреля.
Сокращение негативного воздействия промышленных предприятий, восстановление биоресурсов и доступ людей к питьевой воде — главные цели государственных программ оздоровления рек, отметил глава Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин.
«Из 2,5 миллиона российских рек именно Волга испытывает самую большую нагрузку — на ее берегах проживают более 60 миллионов человек, это треть населения страны. На волжский бассейн приходится колоссальная нагрузка от промышленных и сельскохозяйственных комплексов и огромное влияние оказывает коммунальное хозяйство», — сказал Кобылкин.
Защита Волги и Байкала включена в нацпроект «Экология», рассчитанный до 2024 года. Его хотят продлить еще на пять лет. А с 2025 года начнет работать единый федеральный проект оздоровления рек и озер России. Поручение о его подготовке дал Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию 21 февраля.
Проект охватит больше водных объектов и улучшит качество жизни не менее 80 миллионов человек, подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Очищать планируют не только Волгу и Байкал, но и Дон, Каму, Иртыш, Урал, Терек, Волхов, Неву, озеро Ильмень.
При разработке новой программы нужно особое внимание уделить борьбе с диффузным загрязнением, считает исполняющий обязанности директора Института водных проблем РАН Владислав Полянин. Речь идет о вредных веществах с сельскохозяйственных полей, промышленных предприятий, водного транспорта. Сначала выбросы попадают в воздух или землю, а потом во время паводков и дождей — в воду. И в действующей программе это осталось почти без внимания.
«Хотя именно такое загрязнение, по исследованиям института, составляет по меньшей мере половину, а в отдельные периоды и 80—90 процентов от общего загрязнения всей Волги», — отметил Полянин.
Новый проект предусматривает, что количество сточных вод в Волгу к 2030 году снизится в три раза, сообщил замглавы Минприроды Павел Барышев. Он отметил, что Минстрой уже возвел почти сто очистных сооружений на реке в пятнадцати регионах. Расчистили 186 мелиоративных каналов.
В целом площадь восстановленных водных объектов в России — 17 тысяч гектаров, а протяженность расчищенных рек — 350 километров. Непосредственный вклад в защиту экологии вносят жители. В акции «Вода России» ежегодно участвуют 800 тысяч волонтеров. По словам Барышева, в 2022 году они провели 21 тысячу уборок на берегах водоемов. Но проблема загрязнения рек и озер по-прежнему остра.
Например, у Дона проблем даже больше, чем у Волги, — это не только сильное загрязнение, но и обмеление, сказал «Парламентской газете» главный научный сотрудник Института водных проблем РАН Михаил Болгов. На маловодье, которое длится уже десять лет, наложилось потепление климата и, конечно, деятельность человека. Почти всю прибывающую воду разбирают на орошение полей, снабжение городов, поддержку рыбного хозяйства.
«В итоге водный баланс еле-еле сводится. По мнению некоторых наших специалистов, перспективы безрадостные», — сказал ученый.
Из-за обмеления Дона воды не хватает для судоходства. Чтобы увеличить глубину, в плане Правительства, утвержденного в позапрошлом году, — построить Багаевский гидроузел, реконструировать Донской магистральный оросительный канал. Но все же, по мнению Болгова, это больше похоже на латание дыр.
Эксперт полагает, что нужно вернуться к обсуждению проекта, который предлагали еще полвека назад, — переброски стока из Волги в Дон.
«Можно было бы без последствий для Волги, в которой 250 кубических километров воды, забрать от 3 до 5 кубических километров воды и перенаправить их в Дон, одновременно расширив транспортные пути», — сказал ученый.
Это решение связано с серьезными затратами и требует проработки, чтобы не навредить экологии, но к этому придется рано или поздно прийти, считает специалист.
Так как Дон впадает в Азовское море, а воды в нем мало, море становится более соленым, что уже привело к гибели немалой части популяции судака и осетра.
Рыба гибнет и в Оби, но эту реку пока даже не включили в новый проект сохранения водных биоресурсов, сказал замглавы Росрыболовства Василий Соколов.
«В Обском бассейне очень большая нагрузка от хозяйственной деятельности, что привело к деградации ценных сиговых пород рыб, в первую очередь муксуна, нельмы», — подчеркнул Соколов. По поручению президента и Совета Федерации в Росрыболовстве подготовили проект программы сохранения ценных сиговых рыб.
Предложения, прозвучавшие на парламентских слушаниях, войдут в рекомендации Правительству, парламенту, регионам. Например, кабмину предложили подумать об усилении ответственности за загрязнение воды продуктами нефтедобычи, разработать систему льгот для российских производителей и при подготовке нового проекта экологического оздоровления рек предусмотреть подъем затонувших судов.