Пока электросамокаты стремительно распространяются в городах, пешеходы копят раздражение. После запрета мэрией Парижа аренды электросамокатов подобные идеи стали обсуждать и в России. Муниципальные власти французской столицы говорят, что приняли такое решение по итогам прошедшего референдума. Но горожан, пользующихся самокатами, всегда заведомо меньше тех, кого эти самокаты раздражают, так что вряд ли итоги референдума можно считать справедливыми, считают эксперты. Тем не менее проблема назрела, признают они.
Россия догоняет другие страны, у нас резкий рост рынка произошел в 2021 году, а в странах Европы и США - в 2019 году, поясняет "РГ" партнер Б1, руководитель направления Андрей Томышев. В России кикшеринг развивается в уникальных условиях - много городов миллионников. В России их 12, а даже в США - всего 10, не говоря уже про страны Европы. К тому же в России разрешено передвигаться по тротуарам на электросамокате и велосипеде, тогда как в Европе и США это запрещено во многих городах, передвижение возможно строго по выделенным полосам, отмечает Томышев.
Факторы стремительного роста кикшеринга создали также условия для обострения дискуссии в обществе.
"Есть серьезное столкновение позиций. Одна часть общества, включая и меня, считает, что надо запретить. Электросамокат - довольно увесистая конструкция. Когда на обычном тротуаре самокат налетит на пешехода, тот получит серьезные травмы", - говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Допустим, самокаты должны ездить по проезжей части. Но тогда при столкновении с автомобилем серьезно пострадает самокатчик.
На самом деле решение Парижа отнюдь не первое. В скандинавских странах, в Лондоне место самокатов, сигвеев, всех средств индивидуальной мобильности определено в парках, на стадионах, то есть в специальных местах с созданной инфраструктурой, указывает эксперт. Так что в качестве обычного транспорта, вписанного в жизнь города, электросамокаты не подходят, заключает Блинкин.
Но есть и другая точка зрения, добавляет он. Многие говорят, что самокаты - это отличная альтернатива автомобилям. Самокаты хороши с точки зрения экологии, разгрузки улиц. А вопросы безопасности можно решать административным путем.
Ограничения или запреты могут затронуть какие-то российские города, но вряд ли это правильный путь, добавляет эксперт Общероссийского народного фронта Петр Шкуматов.
"Эту сферу нужно регулировать, а не запрещать, как во Франции", - настаивает эксперт.
Нужно научиться администрировать уже имеющиеся ограничения.
"Делать это придется вручную: инспекторы должны стоять на каждом тротуаре и останавливать водителей электросамокатов и штрафовать их", - говорит Шкуматов.
Вот только инспекторы ГИБДД и так в дефиците.
Воздействовать нужно и на прокатные организации. Теоретически они должны делать какой-то отбор, прежде чем сдавать самокат в аренду. Однако разумных правовых механизмов, чтобы отфильтровывать, кого "впускать за руль" электросамоката, а кого не впускать, пока нет, признает Шкуматов.
Власти российской столицы не собираются вводить запрет кикшеринга "по французскому образцу", заявил "РГ" председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.
"Мы только выстраиваем правила использования средств индивидуальной мобильности (СИМ), - подчеркнул глава городского парламента. - И задаем тренд всем мегаполисам мира".
Как рассказал заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, количество электросамокатов в прокате по сравнению с прошлым годом даже вырастет с 40 до 60 тысяч, в зоны использования добавят территории Зеленограда и Новой Москвы, отдаленные от "старых" границ города. В дептрансе объясняют это тем, что средства индивидуальной мобильности для города стали не просто развлечением, а полноценным транспортом. Горожане ездят на них на учебу, на работу, в ТЦ.
Кикшеринг в Москве изначально развивался не по парижскому сценарию. Его операторам сразу предложили единые стандарты, основанные на требованиях безопасности. Тот, кто их нарушает, не сможет работать в городе. Кроме того, операторы обязаны следить за равномерным распределением самокатов по районам.
Впрочем, даже несмотря на такой фундаментальный подход, жалоб на самокатчиков тоже хватает. Хотя у кикшеринга в Москве установлен автоматический скоростной лимит 25 км/ч в обычных зонах и 15 в "тихих", тротуарные лихачи все равно сбивают людей. Некоторые "драйверы" не соблюдают и даже на инстинктивном уровне не хотят понимать элементарных правил. С другой стороны, и пешеходы то и дело выбегают или выходят погулять на велодорожках.
"Я не сторонник запретительных мер и ничего критичного в использовании самокатов не вижу. Но даже если будет поставлен такой вопрос, хочется, чтобы жители решали, как организовывать пространство и движение внутри города", - говорит представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Олег Таратухин.
В Екатеринбурге пока не устанавливают территории, запретные для самокатов, есть только ограничения скорости до 15 км/ч на некоторых улицах. Возможно, в будущем появятся и территории "без колес", считает он. Но вводя запретные зоны, нужно объяснять людям, почему именно эта улица или площадь попала под запрет.
"Электросамокаты набирают у нас популярность. Есть случаи ДТП с их участием, но их немного", - рассказывает начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Ростовской области Александр Мухин.
В Ростовской области решаются вопросы увеличения велосипедных дорожек, по которым можно ездить на электросамокатах, и предоставления для них специализированных площадок в зоне отдыха на левом берегу Дона и по улице Пушкинской, отмечает он и добавляет, что запрещать пока ничего не стоит.
"Мне, новосибирцу, в обычной жизни электросамокат не нужен. Но когда я приезжаю в Москву или Санкт-Петербург, то с удовольствием беру в аренду самокат", - говорит руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашурков.
У нас в Новосибирске дорожек нет; ни власти, ни сами кикшеринговые компании не готовы вкладываться в обустройство инфраструктуры. Однако меры для регулирования нового вида транспорта принимают. В Новосибирске заключили соглашение с компаниями, предоставляющими самокаты в аренду, в котором закрепили ограничение по скорости в местах большого скопления людей.
"Запрещать - это привычка со времен социализма, там других вариантов не было. Я считаю, что запрещать кикшеринг не надо", - считает Юрий Лебедев, депутат Законодательного собрания Нижегородской области, экс-мэр Нижнего Новгорода.
По его словам, есть опыт, западный в том числе, - делать для электросамокатов специальные дорожки, обустраивать места, где на них можно ездить безопасно для других. Нужно на региональном законодательном уровне ограничивать скорость движения электросамокатов, закрывать для них "густонаселенные" пешеходные улицы, пресекать катание по двое и по трое, штрафовать за нарушение Правил дорожного движения.
"Запретами мы прогресс не остановим. Разумеется, надо повышать меры безопасности, вводить какие-то ограничения для самокатчиков", - говорит представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин.
Те, кто арендуют самокаты, занимают ничтожную часть на дорогах, а основная масса самокатов находится в частных руках, и владельцев никто не ограничивает, добавляет он. Сбивают самокатчиков в основном на зебрах, куда они неожиданно выскакивают на большой скорости. Нужно, чтобы они переходили, а не переезжали дороги. "У нас гаишники любят на зебрах дежурить, водителей ловить. Вот хорошо бы, чтобы и с самокатчиками они работали", - добавляет он.
В Санкт-Петербурге сейчас идет процесс подписания соглашения кикшериинговых компаний с комитетом по транспорту города. Один из пунктов - ограничение скорости в центре Северной столицы и на Петроградской стороне до 15 километров в час. Под запретом выезд на Дворцовую, Сенатскую, Исаакиевскую площади, Невский проспект, ряд улиц и парков. Как подчеркнул Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов, в связи с новыми правилами появилась надежда на увеличение безопасности этих средств передвижения. Сезон покажет, насколько изменилась ситуация и действительно ли правила соблюдаются повсеместно.
Опрос общественного мнения активно поддерживает "Союз пешеходов". Как уточнил Алексей Цивилев, председатель регионального отделения "Союза пешеходов" и председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, это можно сделать, например, совместив с проведением выборной кампании 2024 года.