Исследователи из России и США обнаружили, что учащение лесных пожаров в нижней части Приангарья связано с тем, что запасы горючих материалов на этой территории быстро растут из-за роста нарушенности экосистемы лесных массивов в результате массовых вырубок и предыдущих серий возгораний. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба ФИЦ Красноярского научного центра СО РАН.
"Лесозаготовки существенно увеличивают запасы напочвенных горючих материалов в лесных районах Сибири и приводят к увеличению пожаров и выбросов углерода. Мы выявили значительный рост запасов горючих материалов в Нижнем Приангарье и пожарной опасности в регионе. Это способствует переходу лесных экосистем из поглотителей в источники углерода", - сообщила ведущий научный сотрудник Института леса СО РАН (Красноярск) Елена Кукавская, чьи слова приводит пресс-служба ФИЦ КНЦ СО РАН.
Кукавская и ее коллеги пришли к такому выводу в ходе составления карты запасов валежника, сухостоя и других форм напочвенных органических веществ, накопившихся на территории лесов Приангарья. Эти материалы хорошо горят, что способствует увеличению масштабов стихийных и антропогенных лесных пожаров, а также повышению вероятности их появления.
Как отмечают исследователи, этот регион Сибири заинтересовал их по той причине, что на его территории сейчас происходят интенсивные вырубки лесов, а в прошлом он пережил несколько крупных лесных пожаров. Кроме того, для Приангарья характерны высокие темпы потепления климата из-за роста выбросов парниковых газов в атмосфере Земли.
По этой причине исследователи впервые разработали региональные динамические карты запасов напочвенных горючих материалов для разных регионов лесов Приангарья. Для этого ученые проанализировали снимки спутников Terra и LandSat, а также информацию о состоянии лесов от наземных экспедиций.
На основе разработанных карт ученые выяснили, что с 2001 по 2020 год запасы напочвенных горючих материалов в Приангарье возросли на 8%. Причиной этого стало большое количество древесных материалов, оставшихся после рубок и пожаров. В результате этого выросла нарушенность территории лесов, что привело к усилению природной пожарной опасности и учащению возгораний.
"Природная пожарная опасность лесов, нарушенных сплошными рубками и сильными пожарами, высока из-за разрастания травы и большого количества древесных остатков, которые достигают состояния пожарной зрелости гораздо быстрее, чем в сомкнутом лесу. Весной эти объекты относятся к первому - очень высокому классу пожарной опасности. В летний период пожарная опасность снижается до высокой на участках лесных земель, расположенных на сухих почвах, и до слабой во влажных условиях местопроизрастания", - пояснила Елена Кукавская.
По словам исследователей, особенно сложная ситуация возникла в лиственничных и сосновых лесах, широко распространенных на территории Приангарья. Как надеются ученые, собранные ими сведения и карта распределения надземной органики позволит профильным службам разработать стратегии, нацеленные на сокращение частоты пожаров в данном регионе Сибири, а также масштабов лесных возгораний.