Фотография была сделана летом 2022 года недалеко от Дублина (Dublin, Ohio) в штате Огайо. Фотографы-натуралисты наблюдали, как взрослые орланы приносили в гнездо рыбу, которую вся троица дружно и с аппетитом поедала.
Но как же канюк попал в эту семью? Скорее всего — в когтях будущих приемных родителей! Краснохвостые канюки довольно часто становятся жертвами орланов. При этом хищные родители обычно приносят жертв в гнездо уже мертвыми, поскольку живая добыча может сбежать или даже причинить вред юным птенцам. Однако, как мы видим, бывают и огрехи. Вероятно, канючонок каким-то чудом выжил в мощных когтях орлана и, попав в чужое гнездо, проголодался и стал настойчиво выпрашивать еду, а приемные родители пали жертвами инстинкта и начали кормить бывшую жертву.
Такое явление в жизни хищных птиц получило название prey adoption — «жертвоусыновление», и в среде белоголовых орланов это хоть и редкая, но далеко не единственная история. Известно как минимум четыре случая усыновления (или удочерения) краснохвостых канюков белоголовыми орланами: два из них произошли в Британской Колумбии (Канада) и два — в США (штаты Мичиган и Вашингтон). По счастливой случайности одно из таких удивительных гнезд находилось под видеонаблюдением, и у нас есть возможность воочию увидеть, как же сложилась приемная семья!
Смешанное семейство: птенец белоголового орлана, взрослый орлан и приемный птенец краснохвостого канюка (справа) из гнезда белоголового орлана на острове Габриола в Британской Колумбии. Фото с сайта upworthy.com
В начале июня 2022 года Пэм Маккартни (Pam McCartney), волонтер канадского фонда помощи дикой природе Growls, смотрела прямую трансляцию из гнезда белоголовых орланов на острове Габриола (Gabriola Island) в Британской Колумбии и увидела, как взрослая самка принесла пухового канючонка своему единственному птенцу (второй погиб за несколько недель до этого). Птица бросила добычу в гнездо, и, к удивлению наблюдательницы, добыча зашевелилась и вскоре птенец принял вертикальное положение. Вначале канючонок и орланенок сидели по разным углам огромного гнезда, но уже к вечеру взрослые орланы одинаково кормили как своего птенца, так и приемного. К сожалению, информации о дальнейшем развитии событий найти не удалось.
Но история другого краснохвостого канюка, усыновленного белоголовыми орланами, была прослежена до самого конца его пребывания в гнезде приемных родителей. Канюк, получивший имя Спанки (Spunky), был обнаружен в июне 2017 года сидящим в одном гнезде с тремя орланятами в Сиднее, Британская Колумбия (Sidney, British Columbia). Необычная семья привлекла внимание ученых, журналистов и бёрдвотчеров, и скоро Спанки стал популярным!
Взрослый орлан кормит Спанки (слева), справа — крупные орланята. Фото © Christian Sasse с сайта cbc.ca
Вопреки резонным опасениям наблюдателей, он не пал жертвой подрастающих сводных братьев/сестер, а успешно вырос и оперился, несмотря на нетипичную для канюков рыбную диету. В августе Спанки покинул гнездо, и дальше его след потерялся.
Подросший Спанки со сводными братьями/сестрами в гнезде. Фото © Shaun Cunningham с сайта theguardian.com
Ученые сомневались, сможет ли Спанки добывать себе пищу, типичную для его племени. Краснохвостые канюки питаются грызунами и змеями. Но юного Спанки несколько раз заставали за расклевыванием рыбы на берегу водоема и задумчивым перебиранием водорослей, что не пристало делать приличному канюку. Однако другие наблюдатели отмечали, что Спанки успешно отрабатывает и приемы охоты, типичные для канюков, пикируя с высоты. Так или иначе, исследователи были готовы забрать птицу в реабилитационный центр, если он не сможет охотиться сам и ослабнет, однако Спанки выжил и остался непойманным. Про него сняли документальный фильм, рассказывающий эту удивительную историю (см. здесь).
Северная Америка — не единственный континент, где известны случаи «воспитания» хищниками своих жертв как собственных птенцов. Например, в Литве, Чехии и Венгрии известны случаи выкармливания птенцов обыкновенного канюка (Buteo buteo) орланами-белохвостами (Haliaeetus albicilla). В Венгрии двух птенцов канюка «усыновили» орлы-могильники (Aquila heliaca).
Два птенца обыкновенного канюка (маленькие) между двумя птенцами могильника. Фото из статьи A. Kiss et al., 2016. Alive Common buzzard (Buteo buteo) chicks in an Eastern imperial eagle (Aquila heliaca) nest
В Австралии в гнезде черногрудых канюковых коршунов (Hamirostra melanosternon) успешно росли птенцы седобородой пустельги (Falco cenchroides). В Алтайском крае семья больших подорликов (Aquila clanga) не съела, а воспитала болотного луня (Circus aeruginosus).
Самка большого подорлика (более крупная птица) и выкормленный ею болотный лунь. Фото Игоря Карякина из статьи И. В. Карякин, 2014. Пример межвидового выкармливания птенцов у хищных птиц: болотный лунь, выращенный большим подорликом в России
В Западном Казахстане степные орлы (Aquila nipalensis) успешно выкормили двух птенцов курганника (Buteo rufinus). При этом разоренное гнездо курганника было найдено в той же самой лесополосе в километре от орлиного, а третьего птенца курганника в гнезде степного орла нашли полусъеденным.
Гнездо степного орла (вверху слева), птенец степного орла, выпавший из гнезда (вверху справа), и птенцы курганника, принесенные в гнездо в качестве добычи, выжившие и уже покинувшие гнездо. Фото Генриетты Пуликовой из статьи Г. Пуликова, С. Тугарев, 2021. Усыновленные молодые курганники в гнезде степного орла в Западном Казахстане
Известны даже случаи «жертвоусыновления» хищными птицами нехищных отпрысков! Например, на юге Приморского края наблюдали обыкновенную пустельгу (Falco tinnunculus), принесшую в гнездо четырех птенцов серого скворца (Sturnus cineraceus), еще не открывших глаза. Свои птенцы пустельги на тот момент не успели вылупиться, и самка с энтузиазмом принялась обогревать и кормить грызунами «приемышей». Но, увы, это история с печальным концом: скворчата прекрасно росли до тех пор, пока не вылупились собственные птенцы хозяйки гнезда. Конкуренции за корм скворчата не выдержали и вскоре погибли.
Надо сказать, что жертвоусыновление» — не единственная причина появления у хищных птиц межвидовых смешанных выводков. Бывает так, что будущие приемные родители занимают гнездо, в котором уже находится кладка другого вида. Например, в Австралии наблюдали пару бурых соколов (Falco berigora), выкармливающих не только собственное потомство, но и птенцов австралийского чеглока (Falco longipennis). Вероятно, приемным родителям чужая кладка досталась в нагрузку к брошенному или разоренному гнезду чеглоков.
Ира Демина, Elementy.