Россияне сокращают траты на товары для домашних животных, следует из данных платежных сервисов. По данным CloudPayments, за январь—февраль 2023 года относительно января—февраля 2022 года оборот таких товаров на онлайн-площадках снизился на 26%, количество трансакций — на 10%, а средний чек стал ниже на 18%, до 5,8 тыс. руб.
По информации Tinkoff Data, за январь—февраль 2023 года сумма расходов на специализированных магазинах и сайтах в категории товаров для питомцев сократилась на 19%, число покупок — на 15% год к году.
В «Чек Индекс» оператора онлайн-касс «Платформа ОФД» отметили сокращение числа покупок в категории за этот период на 15% год к году.
По данным NielsenIQ, за январь—февраль 2023 года продажи кормов для собак в натуральном выражении в розничных сетях сократились на 7,9% год к году, лакомств для кошек и собак — на 11,7%. Продажи кормов для кошек выросли на 1,3% год к году. В сетях «Бетховен», «Ле'Муррр», «Зоозавр» (входит в ГК «Детский мир») на вопросы “Ъ” не ответили.
72%
россиян владеют домашними животными, по оценке NielsenIQ.
Президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев говорит, что у части россиян еще могут оставаться запасы кормов для питомцев с прошлого года, сделанные во время закупок впрок.
Гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова подтверждает, что в первые месяцы 2022 года был ажиотажный спрос в первую очередь на импортные корма. Закупки спровоцировали как потребительские опасения дефицита после начала военных действий на Украине, так и ограничения Россельхознадзора на поставки иностранных кормов, считает она.
В Россельхознадзоре в середине марта сообщали, что в РФ ввозятся корма для домашних животных с несоответствующим заявленному на этикетке составу, а также содержащие ГМ-компоненты. Проведенные в 2023 году инспекции производителей Франции, Италии и Испании показали, что ветслужбы указанных стран не принимают корректирующих мер, отмечали в Россельхознадзоре.
Кирилл Дмитриев добавляет, что сложности с импортом готовых кормов и сырья для них привели и к сокращению ассортимента.
По его словам, в российских кормах для питомцев эконом-сегмента импортные компоненты занимают около 5%, а в премиум-сегменте — до 30–40%. В условиях общей потребительской экономии некоторые владельцы домашних животных также переводят питомцев на более дешевые корма или даже на натуральную еду, отмечает господин Дмитриев. Татьяна Колчанова также связывает снижение среднего чека с сокращением ассортимента диетических и лечебных кормов, стоимость которых была среди самых высоких в категории.
По данным отраслевого портала «Зооинформ», по итогам 2022 года оборот рынка товаров для домашних животных вырос на 25%, до 330 млрд руб. год к году.
Нарушают общую картину начала 2023 года продажи товаров для животных на крупных маркетплейсах, которые быстро растут. Так, в январе—феврале на Ozon они почти удвоились, а на Wildberries увеличились на 88% год к году. В Wildberries добавили, что около 69% продаж приходится на российские корма, доля которых в обороте за год выросла на 3 процентных пункта.
Однако разница тенденций объясняется в первую очередь низкой базой результатов маркетплейсов. Так, по данным NielsenIQ, в целом на все онлайн-продажи товаров для животных в России приходится только 9% рынка.
Во всех каналах дистрибуции при этом рассчитывают, что в течение года ситуация на рынке улучшится. По мнению Татьяны Колчановой, общие продажи товаров для домашних животных по итогам 2023 года могут показать прирост. У некоторых местных производителей, поясняет она, появились возможности для более активного развития, а в условиях сокращения поставок из европейских стран планируется наращивать импорт кормов из Китая, Турции и Индии, особенно в дефицитном сегодня сегменте диетического питания.
Алина Савицкая, Коммерсантъ.