Россия – одна из наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира. Сохранность водных объектов, мониторинг состояния вод и их обитателей с особой строгостью осуществляется в границах особо охраняемых природных территорий. Сегодня на службе сотрудников заповедников и национальных парков – современные технологии и новейшие методики, а также помощь специализированных организаций и добровольцев. Об этом сообщает пресс-служба Минприроды России.
Немалая доля запасов пресной воды находится под охраной Алтайского биосферного заповедника – общая площадь его водных объектов составляет 28623,1 га. Самые крупные из них – Телецкое озеро и высокогорное озеро Джулукуль. Телецкое озеро является вторым после Байкала хранилищем пресной чистой воды: его площадь составляет 223 км², а благодаря глубине (средняя – 175, а максимальная – 325 метров) в нём содержится огромное количество (40 км³) воды, прозрачной в глубину до 12-15 метров. Коренные народы называют его «Алтын-Кёль», что в переводе означает «золотое озеро» – оно входит в пятёрку самых глубоких озёр России и в тридцатку глубочайших озёр мира.
Ученые Института водных и экологических проблем СО РАН (ИВЭП) на протяжении двух лет исследовали распределение и состав частиц микропластика на Алтае и в акватории Телецкого озера. В 2021 г. сотрудники Алтайского заповедника во время серии погружений отобрали образцы воды как на поверхности, так и на различных глубинах на всем протяжении Телецкого озера. Полученные результаты показали, что на территориях, почти не затронутых человеческой деятельностью (таких, как Алтайский заповедник), количество частиц и волокон микропластика в среднем сопоставимо с результатами для Гималаев и почти в пять раз меньше, чем в снежном покрове Швейцарских Альп. Изучать Телецкое озеро помогает и созданный несколько лет назад дайвинг-центр, сотрудники которого разработали первую подводную экологическую тропу на ООПТ.
Неоценимую помощь сотрудникам заповедных территорий в изучении подводного мира оказывают дайверы и фридайверы.
Так, руководитель национального парка «Шантарские острова» (Хабаровский край) Иван Насонов уже второй год сотрудничает с фридайверами и получает от спортсменов уникальные кадры подводного мира северной территории. В этом сезоне, при поддержке экологов, группа спортсменов, ныряющих на глубину без акваланга – только на задержке дыхания, добралась до самого северного и малоизученного заповедного острова Шантарских островов – острова Прокофьева. Погружения проводились на глубину до 20 метров под руководством фридайвера, инструктора Всероссийской федерации подводного спорта Евгения Карпуся.
«Полученная информация очень ценна для нас и для науки, потому что собрана именно человеком, а не техническими устройствами. Точки погружения спортсмены фиксируют на видео, отмечают температуру воды на различной глубине, цвета растений, животный мир – от песчинок, плавающих в воде и планктона, до глубоководных рыб. Пользуясь метками, можно легко отыскать такую точку на следующий год и сравнить состояние животного мира акватории с предыдущим. А ещё, для изучения истории Шантарских островов нужна информация о судах, что остались покоиться на морском дне в акватории национального парка», – отметил Иван Насонов.
В Керженском заповеднике с 2022 года изучать водные объекты также стало проще и интереснее – в работе научным сотрудникам помогает квадрокоптер, приобретенный на средства благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире». Весной и осенью с высоты птичьего полета специалисты произвели съемку русла и поймы реки Керженец в местах многолетних наблюдений, которые ведутся в заповеднике более 20 лет. Используя камеру дрона, в режиме реального времени сотрудникам ООПТ удалось понять, какую поверхность затапливают полые воды при максимальной высоте. Применение беспилотника очень облегчает работу научных сотрудников: не нужно пробираться по затопленной пойме в болотных сапогах, да и с земли видно не все.
Территория заповедника Пасвик – узкая полоса, вытянутая на 44 км вдоль государственной границы России и Норвегии. На пограничной реке Паз во второй половине 20 века было построено 7 плотин. Кроме того, в 60 годах прошлого века на приграничной территории была построена специальная подпорная плотина, которая перегородила правый рукав реки Паз - реку Мениккайоки, соединив остров Мениккасаари с коренным берегом реки Паз. В результате образовалось большое водохранилище у гидроэлектростанции Скугфосс. Плотина называется «малая Меникка» или «Глухая плотина», потому что наглухо перегораживает реку Мениккайоки.
«Строительство Глухой плотины привело к обмелению русла реки Мениккайоки. С созданием заповедника здесь начались исследования влияния плотин гидроэлектростанций на состояние водных объектов: реку Паз и всю ее долину, а также на обитателей этой долины. В этих целях ежегодно мы проводим ряд исследований. В самом русле реки изучаем состояние ихтиофауны, то есть изучаем видовой состав рыб, их экологию, химический состав тканей и генетическое разнообразие. Проводим учет численности водоплавающих и околоводных птиц по всей акватории реки Паз в пределах заповедника и в ближайших окрестностях. Картируем водную растительность, которая включает в себя сосудистые растения, водоросли и водные мхи», – рассказала директор заповедника «Пасвик» Наталья Поликарпова.