Выделяет ее среди других рыб оседлый образ жизни (в целом для рыб нехарактерный) и склонность к огородничеству.
У стегастесов нет желудочных ферментов, помогающих переваривать жесткие клеточные стенки растительных клеток, поэтому питаются они мягкими, легко усваиваемыми видами красных водорослей. Нежные растения составляют до 90% рациона этих рыб. Остальные 10% — мелкие беспозвоночные и детрит (мертвое органическое вещество). Водоросли и детрит служат для стегастесов первоначальными источниками незаменимых жирных кислот, а мелкие беспозвоночные обеспечивают рыб азотом.
Стегастес Stegastes planifrons и его водорослевая лужайка на оленерогом коралле (Acropora cervicornis). Фото из диссертации E. Husain, 2011. The Role of the threespot damselfish, Stegastes planifrons, in Contemporary Caribbean Reef Ecology
Раздобыть подходящие растения не так-то просто. Любимые стегастесами водоросли рода Polysiphonia столь нежны, что с трудом выдерживают конкуренцию с другими водорослями. Да и желающих ими полакомиться всегда предостаточно. Вот и приходится стегастесам ухаживать за своими водорослевыми огородами (или садами, или фермами — как вам больше нравится, так и называйте эти рыбьи хозяйства): пропалывать свой садик, выдергивая несъедобные для себя виды. Иногда плантация может состоять из одного вида водорослей, иногда из нескольких похожих. Более специализированные фермы — у тех видов стегастесов, что сильнее зависят от водорослей. Размером плантация может быть от листа формата А2 до стола для настольного тенниса.
Так как в округе полно желающих отведать нежных ростков, а обкусанные водоросли медленно восстанавливаются, стегастесам приходится еще и защищать свои плантации. Они не боятся ничего и никого, включая людей, поэтому служат прекрасным объектом для наблюдения: не уплывают, не прячутся, а наоборот, нападают и прогоняют всех, кто приближается к их хозяйству, считая, что это вредители, пытающиеся украсть их водоросли.
Нападению подвергаются не только рыбы-вегетарианцы. Достаться может и морскому ежу, если он по незнанию заползет в садик. Бдительный садовник схватит его за иглу и вытащит за пределы своих посадок. Стегастесы ведут себя так не из вредности и не из-за врожденной сварливости. Эксперименты показали, что если садик оставить без присмотра, то всего за день-два другие рыбы съедят его подчистую.
Некоторые виды культивируемых рыбками водорослей (например, некоторые Polysiphonia и Womersleyella setacea) встречаются только на территории рыбьих садов и не встречаются за их пределами. Сады передаются из поколения в поколение. Новые посадки возникают за счет переносимых водой спор или фрагментов растений. Сами рыбы водоросли не сеют и не пересаживают.
Стегастесы не только пропалывают и охраняют свои сады, но и удобряют — регулярно испражняются на окраинах своего огорода. Продукты их жизнедеятельности содержат азот в форме аммония. Водоросли в свою очередь охотно разрастаются, занимая новые участки с удобренной почвой. Как говорилось выше, источником азота для стегастесов являются мелкие беспозвоночные. Кстати, этих самых беспозвоночных на фермах гораздо больше, чем на соседних территориях, причем стегастесы их не прогоняют, как других непрошеных гостей. По-видимому, рачки-мизиды Mysidium integrum удобряют фермы стегастесов Stegastes diencaeus. Рыбы фактически одомашнили рачков, чтобы повысить урожайность своих лужаек, предоставляя им в свою очередь защиту от хищников.
Юный стегастес Stegastes diencaeus. Фото © Laszlo Ilyes с сайта flickr.com, Антильские острова, 26 ноября 2010 года
Получается, что водорослям дружить с рыбками выгодно. Но, как всегда, есть и обратная сторона. Такая деятельность вредит коралловым рифам. Стегастесы обламывают кораллы, освобождая место для дальнейшего распространения водорослей. Водоросли изменяют микробный состав экосистемы и способствуют распространению болезней среди кораллов. В местах, где люди значительно сократили численность хищных рыб, стегастесы размножились, приумножили свои сады, а кораллы пребывают в угнетенном состоянии.
Виктория Шляховая, Elementy.