Начало > Эко новости > Экологи обнаружили токсины в туалетной бумаге из США, Европы и Африки

Экологи обнаружили токсины в туалетной бумаге из США, Европы и Африки

05/03/2023 10:01 / 👁 408 / Источник / Поделиться:
Специалисты выявили вещества из класса полифторалкил-фосфатов. Исследования последних лет показывают, что молекулы перфторированной органики нарушают работу щитовидной железы, иммунной системы и многих органов тела. Иллюстрация: Jeff T. Green/Getty Images. Иллюстрация: Jeff T. Green/Getty Images.

Экологи из США обнаружили, что почти все марки туалетной бумаги, продаваемой в Северной Америке, Западной Европе и Африке, содержат большие количества перфторированных органических соединений, опасных токсинов промышленного происхождения, чьи молекулы почти не разлагаются в природе. Они попадают в экосистемы вместе с канализационными стоками, сообщила в среду пресс-служба Американского химического общества (ACS).

"Ученые закупили образцы бумаги в разных регионах Северной, Южной и Центральной Америки, а также Восточной Европы и Африки, и вдобавок собрали пробы воды с нескольких водоочистных сооружений. Проведенные ими замеры показали, что в бумаге и пробах воды присутствовали органические соединения фтора, потенциально способные превратиться в более опасные канцерогенные вещества", - говорится в сообщении.

Так называемые перфторированные органические соединения (PFAS) - сложные органические молекулы, в цепочках которых содержится большое число атомов фтора. Их применяют для производства тефлона, различных форм хладагентов, а также фторсодержащих полимеров, красок, покрытий и различных расходных материалов.

Использование PFAS в химической промышленности, как обнаружили экологи еще в конце прошлого века, привело к быстрому накоплению молекул этих соединений в природных экосистемах и в организме людей. Исследования последних лет показывают, что молекулы перфторированной органики нарушают работу щитовидной железы, иммунной системы и многих органов тела.

Бумага и токсины

Группа американских экологов под руководством Тимоти Таунсенда, профессора университета штата Флорида в Гейнсвилле (США), узнала, что значительная часть молекул PFAS попадает в окружающую среду вместе с туалетной бумагой. Ученые пришли к такому выводу в ходе изучения химического состава проб канализационных стоков и нескольких популярных разновидностей бумаги, закупленных в разных регионах Нового Света, Европы и Африки.

Ученые подготовили экстракты всех органических соединений из этих проб и изучили их структуру и состав при помощи масс-спектрометров и жидкостных хроматографов. Этот анализ указал на присутствие практически во всех пробах небольших, но значимых количеств различных типов органических соединений фтора, самыми распространенными из которых были вещества из класса полифторалкил-фосфатов (diPAP).

Когда исследователи сопоставили доли diPAP в пробах воды и бумаги из разных стран мира, они обнаружили, что эта продукция является одним из главных источников органических соединений фтора в сбрасываемых водах. В частности, в Швеции на долю бумаги приходится 35% diPAP, присутствующих в стоках из канализации, а во Франции, США и Канаде - около 89% и 4-5% соответственно.

Эту особенность туалетной бумаги, как считают профессор Таунсенд и его коллеги, необходимо учитывать при оценке экологической нагрузки на природу, связанной со сбросом сточных вод в различные водоемы. Кроме того, открытие указывает на необходимость выработки новых мер и норм, которые бы привели к снижению доли PFAS в продукции бумажных комбинатов, подытожили экологи.