Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Капуста вместо авиакеросина: на каком топливе будут летать самолеты

Капуста вместо авиакеросина: на каком топливе будут летать самолеты

25/02/2023 15:54 / 👁 625 / Источник / Поделиться:
Пятнадцать лет назад, 24 февраля 2008 года, состоялся первый в истории полет авиалайнера на биотопливе: Boeing 747 авиакомпании Virgin Atlantic совершил рейс из Лондона в Амстердам. При этом один из четырех двигателей самолета работал на топливе, полученном из растительной массы - пальмового масла и масла кокоса. В России разработки по созданию авиационного топлива из растительного сырья ведутся давно. В России разработки по созданию авиационного топлива из растительного сырья ведутся давно.

Что такое биотопливо? Это горючее растительного или животного происхождения. Сторонники экологической "горючки" считают, что ее использование сократит выбросы газов, вызывающих парниковый эффект, а также уменьшит экономическую зависимость от полезных ископаемых.

На долю авиации приходится три процента выбросов парниковых газов в ЕС. В октябре 2021 года мировые авиакомпании взяли на себя обязательство по сокращению выбросов CO2 до нулевого уровня к 2050 году. Соответствующая резолюция была одобрена членами Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА), в которую входит 290 компаний, обеспечивающих 82% глобальных авиаперевозок.

В ноябре 2021 года первый в истории полет на 100-процентном экологически чистом авиационном топливе (SAF) совершил вертолет Airbus H225. Это стало началом в серии летных испытаний, направленных на изучение влияния биотоплива на системы вертолета. "Сейчас все вертолеты Airbus сертифицированы для полетов с использованием 50% смеси SAF с керосином. Наше намерение - добиться сертификации наших вертолетов для полетов на полностью экологичном топливе в течение ближайших десяти лет", - отмечал Стефан Том, исполнительный вице-президент, инженер и главный технический директор Airbus Helicopters.

Словом, биотопливо пытается вытеснить традиционный авиакеросин: есть уже с десяток вариантов продуктов и растений, из которых получают новый вид самолетной "горючки". В дело идут водоросли, кокосы, бразильские орехи, несъедобные растения рыжик посевной и ятрофа (древесный кустарник с крупными маслянистыми семенами), непродовольственные животные жиры...

Пока все "биозаправки" не из дешевых. В то же время, по оценке экспертов, "зеленое топливо" на 60 процентов чище авиакеросина. Причем характеристики и свойства конкурентов практически не отличаются. А значит, под биогорючку не нужны какие-либо конструктивные изменения ни в самолетах, ни в двигателях. Это вроде как убедительно доказали и тестовые полеты.

В рейтинге авиационного биосырья водоросли занимают, безусловно, первое место. Оно и понятно: для роста им не нужны такие ценные ресурсы, как земля или пресная вода. К тому же морские водоросли могут дать примерно в 2 раза больше биоэтанола, чем сахарный тростник, и в 5 раз больше, чем кукуруза.

В лидерах и скромный рыжик. Эта трава относится считается близким родственником обыкновенной капусты. Выращивается на пшеничных полях после сбора урожая. Рыжик используется исключительно для производства косметики и для еды просто-напросто непригоден.

Ятрофу выращивают в Мексике. Эксперты уверены: в будущем появятся более сложные варианты производства топлива, новые виды растений и компонентов. Допустим, звучат даже предложения создавать биотопливо из проса. Это многолетнее растение дает высокие урожаи и требует минимум азота и воды.

В России разработки по созданию авиационного топлива из растительного сырья ведутся давно. Но сказать, что биотопливо отечественного розлива уже создано, рано. Наши спецы признаются: все нужно еще многократно перепроверить, а полученный продукт сертифицировать. Да и технология его производства пока только лабораторная, а стало быть - дорогая. Переход же к промышленному производству требует и денег, и времени.

 

Последние новости

Популярные новости