О предпочтениях зарубежных органических продуктов российские покупатели говорят мало, пояснили Российской газете в Роскачестве.
"Всего 15 процентов ответили, что выбрали бы продукты из стран Евросоюза, шесть процентов - органические продукты из азиатских стран, пять процентов - из США. Для 12 процентов россиян регион происхождения не имеет значения", - сообщили в пресс-службе организации, сославшись на результаты недавнего опроса среди россиян, который провел Центр изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества.
Чаще всего у российских граждан органические продукты ассоциируются с натуральными - так ответил 81 процент респондентов, а также экологически чистыми и полезными для здоровья - сообщили 67 процентов. Всего пять процентов считают эти пометки маркетинговым ходом.
Темпы популяризации экологически чистых продуктов нередко опережают темпы информирования граждан о том, как отличить качественный продукт от маскирующегося под него, говорят в Роскачестве. В частности, не все знают, что органические продукты регулируются соответствующим законом, а на упаковке должен быть QR-код, ведущий на реестр производителей органической продукции Минсельхоза России.
Определяя органические продукты лишь по наименованиям, потребитель может не отличать понятия между собой. Примерно 71 процент опрошенных считает понятие "органический" схожим по смыслу со словом "натуральный", 55 процентов - со словом "эко", 45 процентов - с обозначением "био".
"В федеральном законе об органической продукции четко определено, что органическая продукция - это экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям законодательства. Однако он никак не регулирует способные ввести в заблуждение надписи "био", "эко", "фермерский" и другие определения", - полагают в Роскачестве.
Нынешний закон предполагает обязательную сертификацию органической продукции и внесение ее в реестр. Для регулирования использования маркировок "эко" и "био" был разработан законопроект, который должен сделать эти понятия эквивалентными понятию "органический". Соответственно, они смогут наноситься на упаковку только после прохождения сертификации в аккредитованном органе. Законопроект был принят Госдумой РФ в первом чтении в 2022 году.
"Результаты проведенных исследований потребительского поведения показывают не только стремление граждан к правильному питанию, ответственному потреблению и продуктам органического производства, но и интерес российских потребителей к этим продуктам отечественного производства. При этом осведомленность российских потребителей о том, что включает определение органических продуктов, пока нельзя назвать высокой, поэтому рынок органики нуждается в дополнительных мерах регулирования маркировки", - прокомментировала заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
Председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов в разговоре с "РГ" сообщил, что с путаницей определений будет проще разобраться, когда значительно вырастет количество добросовестных производителей. "Мы считаем, что также необходимо широкое просвещение потребителей на государственном уровне. Надо рассказывать о пользе и отличиях органической продукции", - сказал эксперт.
По данным Союза органического земледелия, покупатели в принципе стали приобретать больше отечественной продукции, потому что ее количество выросло. Людям хочется того, что выращено с душой на родной земле. "Основную долю российской органической продукции занимают зерновые, бобовые и масличные культуры, в последнее время хорошо подрос сегмент свежих сезонных овощей, ягод, зелени, дикоросов. За ними следует мясная и молочная продукция", - уточнил Сергей Коршунов.
В прошлом году на пасеке Приморской государственной сельскохозяйственной академии произвели 500 килограммов органического меда - без антибиотиков, химикатов, сахара и ненатуральных ингредиентов. Кроме того, в радиусе трех километров от пасеки нет вредных объектов.
Органический мед сертифицирован в соответствии со стандартом ГОСТ 33980-2016 и включен в единый государственный реестр производителей органической продукции Минсельхоза России.