Президент РФ Владимир Путин посетил испытательный корпус Обуховского завода концерна «Алмаз-Антей» и осмотрел экспериментальный образец электрического кроссовера С-класса E-NEVA. Эта машина разработана собственными силами предприятия с привлечением студенческого проектного бюро Санкт-Петербургского политехнического университета, которое имеет опыт создания экспериментального электромобиля Кама-1. Студенты помогали в создании кузовов. Это же бюро работало и над модернизацией внедорожника УАЗ «Патриот-2020».
Работы над модульной платформой электромобиля в «Алмаз-Антей» ведутся с 2019 года по заданию правительства и президента. Оборонному предприятию было поручено расширить ассортимент гражданской продукции, в том числе и за счет создания новой платформы для легковых машин. Обуховский завод выпускает передвижные командные пункты и имеет доступ к уникальным технологиям, которые пригодились для разработки электрокаров. Официальная премьера машины состоялась в Нижнем Новгороде, на предприятии «Завод 70-летия Победы» в 2021 году. Машину тогда опробовал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
В июле 2022 года предприятие провело презентацию ходового прототипа электрокара E-Neva. Тогда же были названы и основные характеристики кроссовера.
Автомобиль E-NEVA базируется на интересной модульной газоэлектрической платформе, которая, помимо прочего, предполагает внедрение комплексов автономного управления. На базе модульной платформы можно создавать три вида автомобилей с низкоуглеродистым выхлопом. Это полностью аккумуляторный электромобиль, водородный, а также гибридная машина с использованием в качестве топлива природного газа.
Платформа представляет собой несущее шасси с пружинной подвеской и расположенными в жесткой несущей капсуле блоков литий-ионных аккумуляторов. Тяговые батареи находятся внутри базы платформы, благодаря чему удается достигнуть идеального распределения массы.
На передней и задней оси располагаются электрические двигатели, которые не имеют общей трансмиссии и управляются через единый электронный блок. За счет программного обеспечения достигается синхронность работы полного привода.
Водородная версия машины предполагает использование топливных элементов вместо аккумуляторов. Энергия в них генерируется за счет химической реакции соединения водорода с кислородом с получением водяного пара. Электроэнергия поступает в аккумуляторы, а затем и в электродвигатели. Блоки топливных элементов также расположены в полу платформы.
Третий вариант машины — это гибрид, вырабатывающий энергию за счет сжигания газа в двигателе внутреннего сгорания. Этот генератор запитывает батареи, а они в свою очередь обеспечивают работу электромоторов.
Платформа предполагает установку нескольких кузовов. Причем связь между органами управления в кабине и рулевой рейкой полностью цифровая, за счет чего достигается возможность установки на машину комплексов автономного управления. Компьютер может управлять двигателями и рулем с помощью электроприводов.
На презентации в июле 2022 года были показаны версии в виде универсала, кроссовера или коммерческого фургона.
Электрическая установка E-Neva имеет суммарную мощность в 495 л.с. При этом максимальная тяга доступна уже с нуля оборотов, благодаря чему автомобиль обладает завидной динамикой. Разгон до 100 км/ч достигается за 2,7 секунды, а максимальная скорость приближается к 200 км/ч. Запас хода электрокара на одной зарядке достигает 463 километров. Разработчики предусматривают установку на платформу E-NEVA и более дорого блока аккумуляторов повышенной емкости, способных обеспечить запас хода в 800 ктлометров.
Газогенераторная версия машины немного слабее, хотя за счет более экономного расхода газа запас хода увеличивается до тысячи километров. Разгон до «сотни» у гибрида составляет 8,5 секунд.