В первом чтении законопроект предусматривал право недропользователей на основании утверждённых технических проектов, которые обеспечивают, в том числе, требования экологической безопасности, закачивать обратно в подземные горизонты промышленные воды, из которых извлечены полезные компоненты, например, литий, бром, бор, магний, калий и другие.
Это существенно сокращает затраты недпропользователей при извлечении ценных компонентов из подземных вод, даёт возможность предприятиям перейти на «замкнутый цикл». Кроме того, размещение промышленных вод в горных пластах позволяет сохранить в них полезные компоненты, для извлечения которых пока нет технологий, позволяющих сделать производство рентабельным.
Ко второму чтению подготовлены поправки, существенно расширяющие возможности недропользователей максимально вовлекать в экономику ранее задействованные месторождения, в том числе техногенные.
«Впервые в нашей стране компании смогут трансформировать свои поисковые лицензии в добычные после разведки и постановки на государственный баланс ранее списанных запасов или отработанных отходов недропользования. Право пользования такими участками будет выдаваться без аукционов по аналогии с механизмом традиционного «первооткрывательства». Раннее такой возможности не было. Существовала историческая несправедливость, когда компании владеют лицензиям на геологоразведку по таким площадям, вкладывают деньги, ставят на государственный баланс запасы, а перевести лицензии на этап добычи не могут. Для этого им требуется инициировать включение участка в перечень аукционов и принять участие в открытом аукционе, на котором придется конкурировать с другими компаниями за собственный результат работ. При этом другие участники аукциона будут находиться в заведомо привилегированном положении, поскольку не несли затраты на геологоразведку», – прокомментировал глава Минприроды России Александр Козлов.
Законопроект также наделяет недпропользователей правом в границах своих участках на основании проектной документации строить и эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, в том числе для размещения углекислого газа.
Новый документ – часть большой комплексной работы по снижению административных барьеров в недропользовании и максимально эффективному использованию природных ресурсов.
«Снимается шестимесячный мораторий на повторное лицензирование участка недр после досрочного аннулирования лицензии по такому основанию, как ликвидация пользователя недр и заявление о досрочном прекращении права пользования недрами», – отметил Александр Козлов.
Кроме того, законопроект наделяет Минприроды России полномочиями утверждать порядок осуществления мониторинга состояния недр России. Главная цель этого мониторинга – не допустить негативного влияния недропользователя на геологическую среду. На данный момент порядок регламентируется приказом Минприроды 2001 года, а в законе «О недрах» отсутствует прямое указание на соответствующее полномочие Министерства. Это затрудняло вносить в него изменения или комплексно переиздать для соответствия современным требованиям.