Был момент, когда казалось, что побеждает искушение поддержать отечественный бизнес и повысить инвестиционную привлекательность проектов через принятие мер, направленных на снижение требований к охране окружающей среды, и сокращение расходов (финансовых и временнЫх) предприятий на осуществление соответствующих процедур и мероприятий.
Каждый день в свет выходили все новые поддерживающие бизнес инициативы, связанные с упразднением ответственности за несоблюдение требований экологического законодательства, увеличением предельно допустимых показателей сбросов, выбросов вредных веществ, сжигания попутных нефтяных газов, отменой платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также высказывались предложения по ликвидации процедур, обеспечивающих общественное участие в принятии экологически значимых решений и исключению необходимости проведения экологической экспертизы. Звучали предложения по снятию ограничений, обеспечивающих сохранение уникальных природных комплексов и объектов, и охрану редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Главным экологическим итогом года стало то, что многие из этих инициатив так и остались на бумаге, что обвальной деэкологизации российского законодательства в контексте повышения устойчивости национальной экономики в условиях санкций не произошло. И что очень важно — потенциал экологического законодательства в некоторой степени даже повысился. Так, например, был сделан важный шаг на пути решения серьезной проблемы – проблемы недофинансирования природоохранной деятельности: с сентября этого года все средства, поступающие в бюджеты от платежей за негативное воздействие на окружающую среду, от штрафов за нарушение природоохранного законодательства, будут направляться только на решение экологических проблем. Также полным ходом идет процесс совершенствования норм, регулирующих порядок создания рыбохозяйственных заповедных зон. Мы надеемся, что первые такие зоны скоро, наконец, появятся и внесут свой вклад в защиту ценных нерестовых рек от обезлесения берегов и промышленных загрязнений. Кроме того, в Госдуму внесен правительственный законопроект по созданию федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды. Поставщиками информации для этой системы будут признаны не только государственные органы, но и юридические и физические лица, деятельность которых оказывает или может оказать воздействие на окружающую среду или ее компоненты. Внедрение положений этого законопроекта в практику могло бы усилить систему гарантий обеспечения конституционных прав каждого человека на жизнь в благоприятной окружающей среде, на получение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и на участие в принятии решений, касающихся прав на благоприятную окружающую среду.
Существуют некоторые вызывающие беспокойство тенденции. С особой тревогой мы следим за судьбой принятого в первом чтении законопроекта, якобы оптимизирующего процедуру организации и проведения общественной экологической экспертизы (ОЭЭ). Если положения этого документа станут законом, они уничтожат ОЭЭ, лишив эту процедуру ключевого свойства – быть самостоятельным механизмом общественного контроля, обеспечивающим доступ граждан и их объединений к экологически значимой информации и позволяющей обществу своевременно и аргументировано выражать обеспокоенность относительно планируемых проектов, участвуя в процессе принятия управленческих решений. Не могут не вызвать тревогу грандиозные планы по вовлечению особо охраняемых природных территорий в хозяйственный оборот и временная отмена требования о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации по созданию объектов магистральной инфраструктуры на этих ценных территориях. При неосторожном подходе к вопросу есть большая вероятность нарушить хрупкий экологический баланс на территории нашей страны. Процессы деградации биоразнообразия и экосистем, во-многом обеспечивающих продовольственную и экологическую безопасность, ускорятся и могут приобрести необратимый характер.
В этой связи хочется напомнить, что здоровые экосистемы и биоразнообразие способны «бесперебойно» обеспечивать жизненно важные потребности человека (чистый воздух, вода, пища) и снабжать экономику ресурсами, необходимыми для ее устойчивого роста (плодородие и биопродуктивность, водные, сырьевые и энергетические ресурсы). Мы верим, что должная забота об экосистемах и биоразнообразии будет всегда первостепенной задачей государства в ходе реализации его конституционных обязанностей как по защите права каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и по охране природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
Татьяна Шувалова, директор программы «Регулирование охраны окружающей среды и природопользования» Всемирного фонда дикой природы.