Ученые подчеркивают, что количество китов напрямую влияет на климат.
Благодаря своим массивным телам и гигантским шлейфам экскрементов большие киты могут перемещать огромное количество органического материала по нашей планете. Исследователи предполагают, что при росте популяции это может сделать их крупным поглотителем углерода.
Морские биологи Юго-восточного университета Аляски оценили влияние этих гигантские млекопитающих на естественное решение проблемы климата.
«Синие киты (Balaenoptera musculus) и финвалы (Balaenoptera physalus) — два крупнейших животных, когда-либо существовавших на Земле», — пишет ведущий автор работы Айди Пирсон. — «Их размер и продолжительность жизни позволяют крупным китам оказывать сильное влияние на углеродный цикл. Они накапливают углерод более эффективно, чем мелкие животные, когда поглощают огромное количество пищи и производят большие объемы отходов».
Некоторые киты живут до 200 лет, это серьезный период для блокировки «куска» углерода размером с кита. Каждый день кит съедает около 4% своего веса — масса пищи, в том числе криль и планктон, составляет около 4 тонн для синих китов.
Возникающие в результате огромные количества экскрементов питают планктон, связывающий CO2 у поверхности океана. Криль питается этим планктоном, а затем питательные вещества и углерод вместе с крилем поедают многие животные, включая пингвинов, птиц, тюленей, рыб и, конечно же, самих китов.
Исследования показали, что, несмотря на то, что киты едят криль, более высокие концентрации китов часто означают и более высокие концентрации криля в океане.
Стаи криля также играют роль в биологическом углеродном насосе, поскольку отложения их собственных экскрементов отправляют углерод в глубины океана.
Китовый углеродный насос
Alex Boersma/Pearson et al., Trends Ecol. Evol. 2022
До того, как промышленный китобойный промысел уменьшил биомассу больших китов примерно на 80% , киты играли огромную роль к таком оплодотворения океана. По некоторым оценкам, до того, как популяция была практически уничтожена, киты в Южном океане удаляли около 2 миллионов тонн CO2 в год; теперь же это число снизилось на порядок и приближается к 200 000 тонн.
Гигантские млекопитающие «перерабатывают» углерод и более драматическим образом: умирая, они опускаются на дно океана. Здесь их биомасса становится пищей для целого ряда других животных, но этот углерод остается глубоко под водой.
Помощь в процветании крупных китов, конечно же, будет лишь частью гораздо большей сети природных решений, которые взяли на себя государства, подписавшие Парижское соглашение. Но «восстановление китов имеет потенциал для долгосрочного удерживания углерода в океане», — заключают авторы работы.