Штрафовать предприятия, которые игнорируют установленные для них квоты на вредные выбросы, протягивать газовые трубы прямо до домов, чтобы у людей не было искушения топить жилище углем, высаживать в регионах с самым загрязненным воздухом деревья за счет предприятий, обязанных проводить лесовосстановление, — так предложили действовать, чтобы добиться снижения вредных выбросов в городах — участниках проекта «Чистый воздух». Эти вопросы обсудили 17 ноября на парламентских слушаниях Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, посвященных реализации федерального проекта.
В Госдуме подвели промежуточные итоги федерального проекта «Чистый воздух», по которому к концу 2026 года в 12 промышленных городах должны снизить объемы опасных и загрязняющих веществ минимум на 20 процентов. Пока в семи из них сохраняется высокий и очень высокий уровень загрязнения, причем в четырех городах ситуация только ухудшилась по сравнению с 2020 годом, сказал председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин. В эту четверку попали Братск, Красноярск, Новокузнецк и Челябинск. «Комитет выражает обеспокоенность, что в ближайшие три года кардинальных улучшений в городах — участниках проекта может не произойти, что, естественно, создаст риски для здоровья населения», — сказал он.
Зампред экологического комитета Георгий Арапов привел статистику Роспотребнадзора, наглядно иллюстрирующую риски. «Страшно, что в 2021 году почти семь тысяч человек умерли и больше одного миллиона заболели просто потому, что они дышали отравленным воздухом», — сказал депутат.
Например, высокая концентрация диоксида азота вызывает заболевания сердца, легких, бронхов. Особо высокое содержание этого вещества выявили в Красноярске, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Череповце и Чите.
Самый большой букет опасных веществ нашли в Челябинске — 36, меньше всего их в Омске — 10, рассказал министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов. По его словам, к концу 2026 года опасные выбросы должны составлять не больше 1 миллиона тонн в год, тогда как в 2017-м эта цифра была 2,6 миллиона тонн. Министр перечислил, что для этого сделано. В числе прочего провели сводные расчеты, установили квоты на выбросы для предприятий, модернизировали лаборатории, разработали комплексные планы снижения выбросов в 11 городах. Без четких расчетов невозможно было бы двигаться дальше, подчеркнул министр. А будущие два года, по его словам, будут ключевыми, потому что «будет завершаться экологическая модернизация предприятий, а на газ перейдут целые городские районы».
Так, в городах нечем дышать из-за устаревших котельных, несанкционированных свалок, а также частного сектора, где топят печи углем, отметил Козлов. Особенно остро проблема стоит в поселках, где находятся градообразующие угольные предприятия. Люди, которые получают уголь со скидкой или вообще бесплатно, не торопятся переходить на более экологичные источники энергии. Вопрос, как их заинтересовать, рассмотрели в Федеральном штабе по газификации.
«Приняли решение, что наши деньги по госпрограмме мы будем отправлять на прокладку труб за забором. То есть Газпром и наши коллеги проведут трубу до забора, а мы уже поможем людям, особенно тем, которым это сложно сделать, потому что для кого-то 100 тысяч — это очень большая сумма», — сказал министр.
Всего из федерального бюджета регионам выделили 30 миллиардов рублей, а на 2023 год заложили еще семь миллиардов. На эти деньги проложили 31 километр газопровода к тысяче домов, закупили 440 трамваев и троллейбусов, закрыли и модернизировали 6 котельных, начали рекультивацию пяти городских свалок и перевод 30 тысяч домов на экологическое отопление за счет господдержки.
Но для некоторых регионов выход пока не нашли. Особняком в этом вопросе стоят города Сибири. «Мы не мечтаем, откровенно говоря, о газификации, хотя, казалось бы, ненормально, что в Сибири добывается газ, а сибирские города на сегодняшний день не обеспечены газоснабжением», — сказал вице-спикер Госдумы Шолбан Кара-оол. Поэтому он предложил сделать одним из приоритетов электрическое отопление таких районов за счет господдержки.
И все же выхлопы от автобусов и дым от угольных печей — это только вершина айсберга, когда речь идет о снижении выбросов. Почти во всех городах больше 90 процентов выбросов приходится именно на промышленность, отметил аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов.
Многие крупные компании уже начали модернизировать свои производства, вложив в снижение выбросов 485 миллиардов рублей, сообщил Козлов. А для менее сознательных промышленников собираются ввести штрафы.
Минприроды разработало поправки в Кодекс об административных правонарушениях, по которым организации смогут наказать за превышение объемов выбросов, предусмотренных квотами. «Мы хотели бы установить штрафы за нарушение промежуточных этапов квотирования, как предупреждение — до 250 тысяч рублей, а если не снизил выбросы к 2027 году, то штраф составит уже 10 процентов от выручки», — рассказал глава ведомства. По его словам, инициатива находится на рассмотрении в Правительстве, и ее планируют внести в Госдуму до конца этого года.
Председатель экологического комитета поддержал эту идею. Он рассказал, что Росприроднадзор выявил больше 500 нарушений на предприятиях первой категории, то есть наиболее сильно воздействующих на окружающую среду. Среди нарушений недостоверность показаний выбросов, несоответствие точек отбора, отсутствие газоочистных установок.
Чтобы было неповадно скрывать и искажать информацию об экологической ситуации, нужно срочно принять законопроект об ужесточении ответственности за такие нарушения, сказал один из авторов этой инициативы, первый зампред комитета Владимир Бурматов. «Потому что вранье, которые мы слышим от должностных лиц в этой сфере, дискредитирует весь проект», — сказал депутат.
Нужно также активнее озеленять задыхающиеся города, считает Дмитрий Кобылкин. Для этого можно было бы использовать механизм компенсационного лесовосстановления. Сейчас компании, которые вырубили лес для своих нужд, например чтобы проложить трубопровод или добыть нефть, должны посадить взамен такую же площадь леса. Можно было направить эти усилия в города — участники федерального проекта «Чистый воздух», которые в этом остро нуждаются.