Сегодня такая сцена была бы невозможна: яванские носороги сохранились только в национальном парке Уджунг-Кулон на западе Явы, тогда как последних яванских тигров видели в конце 80-х годов прошлого века. Но в годы жизни Салеха ареал носорогов был существенно шире, так что эти животные вполне могли встречаться в дикой природе. Однако могли ли тигры действительно напасть на столь крупную добычу или перед нами лишь плод фантазии художника?
Тигр — крупнейшая из современных кошек: вес матерых самцов может достигать 300 килограммов. Тем не менее в разных частях ареала животные могут заметно отличаться по размеру, и если амурские и бенгальские тигры находятся в числе самых крупных, то индонезийские — в числе самых маленьких. Так, например, вес суматранского тигра составляет от 75 до 140 килограммов, яванский тигр достигал примерно таких же габаритов, а вес балийского тигра не превосходил 100 килограммов, и средний зверь был не крупнее сенбернара. Так мог ли настолько некрупный хищник, пусть и объединившись в пару с сородичем, представлять угрозу для взрослого носорога, весящего от 900 до 2300 килограммов? Чтобы ответить на этот вопрос, придется обратиться «за помощью» к выжившим родственникам яванских тигров, и не только тем, что с полосками.
Разные популяции тигров в прошлом выделялись как отдельные подвиды. Теперь ученые выделяют только два подвида: материкового тигра Panthera tigris tigris и зондского тигра Panthera tigris sondaica, к которому относился и яванский тигр. Туранский (каспийский), яванский и балийский тигры к настоящему времени вымерли.
Рисунок с сайта blogs.scientificamerican.com
Во-первых, стоит обратить внимание на рацион ныне живущих тигров, чтобы оценить, добычу какого размера они обычно рассматривают как потенциальный обед. Обычно тигры, как и многие другие одиночные кошки, добывают животных размером примерно с себя, так что вес их жертв колеблется от 60 до 250 килограммов. В редких случаях тигры могут нападать и на более крупную добычу, такую как гауры (Bos gaurus) и азиатские буйволы (Bubalus arnee), но обычно предпочитают менее опасных животных, например оленей и кабанов. Что касается слонов и носорогов, то обычно тигры нападают только на детенышей, но время от времени поступают сообщения о нападениях на взрослых животных.
Правда, в последнем случае стоит проявлять здравый скептицизм: зачастую фиксируется лишь факт поедания тигром туши, тогда как погубить травоядного великана могло всё что угодно — от затяжной болезни до браконьеров. Так, например, в 2013 году была опубликована заметка о том, что тигр убил самку индийского носорога (Rhinoceros unicornis) по кличке Павитри в национальном парке Дадва (Dudhwa National Park). Однако, если обратиться к опубликованным в 2015 году результатам мониторинга индийских носорогов в этом национальном парке, можно убедиться, что на самом деле Павитри погибла от сердечного приступа, спровоцированного атакой тигра. И это неудивительно, ведь на момент смерти носорогу было уже 34 года, что близко к пределу продолжительности жизни для этих животных. Помимо Павитри, в документе сообщается еще об одном нападении тигра на самку носорога и смерти нескольких детенышей.
Хотя эту фотографию легко принять за результат успешной охоты, на самом деле тигр здесь лакомится тушей носорога, убитого браконьерами.
Фото с сайта fightforrhinos.com
Иными словами, тигры могут нападать на носорогов, но в исключительных случаях и когда речь идет об ослабленных — например, молодых или больных — животных. Однако это бенгальские тигры, одни из крупнейших современных кошек. Могли ли повторить их «подвиг» яванские тигры? Чтобы это выяснить, стоит обратить внимание на других крупных кошек, а именно — африканских львов (Panthera leo). Хотя вес льва-самца может достигать 225 килограммов, львицы весят существенно меньше, обычно — около 100–120 килограммов, что делает их сопоставимыми по размерам с яванскими тиграми.
Благодаря охоте в группе львы выбирают более крупную добычу, чем тигры. Ее вес составляет от 190 до 550 килограммов — в основном это разнообразные копытные, от гну и зебр в Африке до оленей в Азии. Довольно редко эти хищники нападают на жертв весом до тонны, таких как молодые жирафы и африканские буйволы (Syncerus caffer), а уж слонов и носорогов обычно избегают вовсе. Тем не менее крупные прайды львов время от времени добывают молодых слонов, включая подростков, а также нападают на черных носорогов (Diceros bicornis), преимущественно добывая детенышей. Как и в случае с тиграми, о нападениях на взрослых носорогов обычно судят по поеданию львами туши мертвого животного, в редких случаях — по характерным шрамам на телах живых зверей.
Итак, могла ли картина Радена Салеха быть основана на реальных событиях? Вполне возможно. Более того, редкий случай нападения двух тигров на взрослого носорога, бесспорно, заслуживал того, чтобы запечатлеть его на холсте. Можно предположить, что в тот год обычная добыча тигров была по каким-то причинам недоступна, и оголодавшие хищники в конце концов осмелились напасть на столь огромную и опасную жертву. Либо охотники или случайные путешественники, обнаружившие обглоданную тушу носорога, просто приняли оставленные кормившимися зверями раны за «следы жестокой схватки».
Однако есть гораздо больше оснований полагать, что ничего подобного Салех не наблюдал. В 1829 году он уехал в Голландию и более 20 лет путешествовал по Европе, оттачивая свое мастерство. Вернулся на Яву он в 1852 году, тогда как картина была написана в 1840 году. В Европе художник в основном писал портреты чиновников и аристократов, что в конце концов ему наскучило. В 1837 году в Париже Салех посетил шоу дрессировщика Анри Мартина (Henri Martin). Он был первым укротителем хищных животных, не использовавшим кнут, и выступал с двумя львами, одной львицей, тигром и гиеной. Салеха настолько поразило то, как Мартин управляет опасными хищниками, что он бесплатно написал его портрет, только чтобы беспрепятственно рисовать его животных. Особенно его впечатлили львы, которых он никогда до этого не встречал. Салеху нравилось изображать борьбу животных и сцены охоты, он умело передавал первобытную энергию, напряжение мускулов и грозный нрав хищников. Среди его работ есть картины, где тигр поедает человеческий труп, львы охотятся на крокодила, лев ест собаку и нападает на скачущую лошадь.
Здесь Салех изобразил борьбу со стихией: бантенги (Bos javanicus), тигры и яванские леопарды пытаются спастись от пожара, но падают в пропасть. Браминскому коршуну (Halias turindus) повезло больше — он улетает прочь.
Изображение с сайта commons.wikimedia.org. Раден Салех «Лесной пожар», 1849. Национальная галерея Сингапура
Также известно, что Салех вдохновлялся работами французского живописца Эжена Делакруа, который, к слову, написал картину «Молодой тигр, играющий со своей матерью», опираясь при изображении тигрицы на внешность тигра по кличке Атыр, выступавшего с Мартином. Тем не менее Салех на своей родине встречал яванских тигров — и, кто знает, может он рисовал сцену охоты на носорога по памяти?
Анна Новиковская, Юлия Михневич, Elementy.