Конкретизированные формулировки устранят противоречия между разработчиками образовательных программ, авторами учебников и разработчиками контрольно-измерительных материалов, используемых в Государственной итоговой аттестации.
При обновлении ФГОС учитывались в том числе ведущие направления научно-технологического развития страны, приоритеты государственной политики в области воспитания и образования подрастающих поколений.
В соответствии со стандартом старшей школы учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне в зависимости от профиля обучения. Исключений предметов во ФГОС не предполагается.
Важным нововведением стало включение углубленного уровня изучения некоторых учебных предметов в старшей школе. В частности, это касается обществознания — одного из самых выбираемых предметов для Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 11-м классе.
Поскольку предметы «право», «экономика», «естествознание», «Россия в мире», «астрономия», «экология», выбирались школьниками самостоятельно, то темы, изучаемые в их рамках, не включались в контрольно-измерительные материалы всероссийских проверочных работ и ГИА, знания по этим учебным предметам не проверялись. Благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эту работу систематизируют, и содержание всех обозначенных во ФГОС учебных предметов будет проверяться в рамках контрольно-измерительных процедур.
Таким образом, ни один из предметов не ушел из школьной программы, отметили в Минпросвещения. Более того, образовательная организация теперь вправе включить в учебные планы любые дополнительные учебные предметы и курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями учреждения.
Обновление ФГОС старшей школы позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета, подчеркнули в Минпросвещения.
Член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова заявила «Парламентской газете», что появление во ФГОСах углубленного изучения некоторых предметов поможет будущим выпускникам более качественно подготовиться к ЕГЭ без репетиторов. Что касается изменений в системе федеральных государственных стандартов в целом, то они продиктованы не только требованиями времени, но и законодательными изменениями, в частности, введением «золотого стандарта образования»», пояснила депутат.