Начало > Эко новости > Возле Курил нашли новый вид: голожаберный моллюск Cuthonella rgo

Возле Курил нашли новый вид: голожаберный моллюск Cuthonella rgo

05/08/2022 15:41 / 👁 455 / Источник / Поделиться:
Новый вид моллюсков, обнаруженный учёными в ходе экспедиции РГО "Восточный бастион — Курильская гряда" в 2021 году, официально получил название в честь Русского географического общества — Cuthonella rgo. Статья российских биологов Татьяны Коршуновой и Александра Мартынова о необычном виде морских животных вышла в свежем номере авторитетного "Канадского зоологического журнала". Cuthonella rgo. Фото: Татьяна Коршунова, Александр Мартынов. Cuthonella rgo. Фото: Татьяна Коршунова, Александр Мартынов.

Cuthonella rgo относится к отряду голожаберных моллюсков. Сам этот отряд хорошо известен, причём не только учёным, но и, например, любителям подводного плавания. Благодаря многочисленным причудливым формам и окраскам голожаберники часто становятся "фотомоделями" во время подводных съёмок

— Это одна из самых удивительных групп морских беспозвоночных животных, — говорит руководитель гидробиологической группы экспедиции РГО, ведущий научный сотрудник Зоологического музея МГУ, кандидат биологических наук Александр Мартынов. — Дело в том, что у их предков в ходе эволюции исчезла раковина. Цвет и форма — результат такого изменения. Большинство этих моллюсков — хищники. Они питаются различными беспозвоночными животными: гидроидами, мшанками, губками и т.д. Кроме того, голожаберные моллюски содержат в себе химические вещества, которые могут быть использованы в том числе для создания новых лекарств. А некоторые голожаберные моллюски являются традиционными объектами нейробиологических исследований. Как ни удивительно, изучение их простой нервной системы вносит вклад в исследование тайн работы мозга.

Побережье острова Уруп

Фото: Даниил Годлевский

Новый вид был обнаружен учёными в ходе подводных погружений у острова Уруп. Некоторые признаки у обнаруженных голожаберных моллюсков указывали на то, что, возможно, это неизвестный для науки вид.

Детальный морфологический и молекулярный анализ с помощью современных методов, проведённый в лабораториях Зоологического музея МГУ и Института биологии развития РАН, подтвердил, что наши учёные действительно обнаружили новый вид морских животных.

— Полученные нами молекулярно-генетические данные позволят лучше понимать биогеографические связи между различными регионами Северного полушария Земли, поскольку мы объединяем их с ранее уже известными знаниями из различных акваторий северной части Тихого океана и Арктики, — говорит ведущий научный сотрудник Института биологии развития РАН, кандидат биологических наук Татьяна Коршунова.

Cuthonella rgo: что известно на сегодняшний день

Выявленный ареал обитания — северо-западная часть Тихого океана, прилегающая к острову Уруп. Впрочем, Коршунова и Мартынов не исключают, что Cuthonella rgo могут жить и у побережья соседних островов Курильской гряды.

Новый вид голожаберников встречается на каменистых мелководьях глубиной около 15–20 м. Сам моллюск небольшой — в длину 15–20 мм. Тело относительно широкое с многочисленными отростками. Они называются "цераты" и выполняют одновременно функцию дыхания и защиты. Впереди располагаются две пары щупалец, включая органы химического чувства – ринофоры, позволяющие моллюску воспринимать мир на запах и вкус.

Основной цвет Cuthonella rgo — беловатый. А окраска церат варьируется от светло-коричневатой до светло-оранжевой.

Как и все голожаберные, Cuthonella rgo является гермафродитом.

— Мы решили назвать новый вид в честь Русского географического общества, чтобы подчеркнуть важнейшую роль РГО в изучении не только географии, но и биологического разнообразия России, — говорит Александр Мартынов.

Об открытии нового вида голожаберных моллюсков в ходе экспедиции РГО впервые было объявлено публично ещё в декабре прошлого года. Однако описание любого нового вида — сложный и длительный процесс. После завершения собственно исследования готовится научная статья. В ней, помимо приведения морфологического описания нового вида и его молекулярных особенностей, должен быть соблюден целый ряд формальных правил, установленных Международным кодексом зоологической номенклатуры. И если с этим всё в порядке, после публикации научной статьи новый вид получает официальное признание.

Труднодоступность Курильских островов позволила сохранить здесь эталонные участки природы

Фото: Максим Тарасов

Кстати, выполнение всех этих процедур иногда занимает до нескольких лет, поэтому официальная публикация в международном научном журнале в течение полугода — это очень хороший темп.

Татьяна Коршунова и Александр Мартынов уже 30 лет занимаются изучением биоразнообразия и эволюции моллюсков. Особый интерес исследователей вызывает район Курильских островов. Из-за труднодоступности флора и фауна региона сохранили необычайное разнообразие. Это большой плюс. Однако по той же причине животный и растительный мир здесь до сих пор мало изучен и требует очень бережного отношения.

Без понимания видового состава животных Курильских островов невозможно правильное планирование природоохранных стратегий. Между тем одна из целей многолетней экспедиции РГО в этом районе — научно обосновать создание особо охраняемой природной территории на острове Уруп. Открытие гидробиологов — ещё один существенный аргумент в копилку природоохранного потенциала острова и прилегающей акватории.

Благодаря экспедиции РГО учёные получили уникальную возможность исследовать этот район

Фото Даниил Годлевский

— За два предыдущих сезона "Восточный бастион — Курильская гряда" — а это 103 экспедиционных дня, в экспедиции приняли участие 70 учёных из 26 научных организаций — было обследовано около 120 километров побережья острова Итуруп и 70 километров острова Уруп, часть внутренней территории, удалённая от побережья, вулканы, — напоминает биогеограф, заместитель начальника экспедиции по научной работе, директор Департамента по работе с молодёжью РГО Антон Юрманов. — Всего маршрутами пройдено более двух тысяч километров. При этом описаны пять новых подвидов птиц, а также 23 новых вида флоры и фауны островов.