России важно сделать поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета, сказал 15 июля глава Минпромторга Денис Мантуров при рассмотрении в Госдуме его кандидатуры на должность вице-премьера — министра промышленности и торговли. Пока что работать есть над чем: например, в автопроме в этом году ожидается снижение продаж и производства на 50 процентов. Наверстать упущенное в кабмине рассчитывают в том числе развитием электромобилестроения.
Автопром сегодня оказался самой уязвленной отраслью, восстановить рынок и производство поможет развитие электротранспорта, ведь электрокарам не требуется ни двигатель внутреннего сгорания, ни трансмиссия, ни мосты, пояснил Мантуров. «Это оптимизирует сроки запуска новых производств», — сказал министр. Так, одно из производств — «Автотор» — уже подписало специнвестконтракт, в конце этого года — начале следующего там должны начаться работы, которые помогут насытить рынок автомобилей. При этом, по словам Мантурова, отказаться от двигателей внутреннего сгорания и перейти на электромобили в одночасье не удастся. Одна из причин — климатические условия: при низких температурах литийионные батареи пока что технологически не обеспечат зарядку на длительный срок. «Мы в этом направлении будем совершенствоваться, но параллельно не будем забывать и про традиционную платформу», — сказал он.
Вместо уходящих из России мировых автопроизводителей Минпромторг предлагает локализовываться крупным игрокам из дружественных стран в партнерстве с российскими компаниями.
Программа развития авиации предусматривает до 2030 года выпуск более 1000 самолетов, рассказал Мантуров. Под такие объемы придется расширять мощности, и это потребует дополнительных средств, уточнил министр.
Так, в конце следующего года сертификат типа должны получить «Суперджет» с отечественным двигателем ПД-8 и Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117. На модификации этого же двигателя в 2024 году будет сертифицирован самолет «Ладога», тогда же стоит крайний срок по самолету «Байкал» с двигателем ВК-800 и самолету МС-21-310 с ПД-14.
Более 43 процентов потребности при госзакупках лекарств для пациентов с редкими заболеваниями обеспечивают отечественные фармпредприятия. Если говорить о препаратах из списка жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛП), то здесь показатель выше — 88 процентов.
«Мы продолжим развивать программу не только импортозамещения, а и импортоопережения, потому что по многим направлениям сейчас создаются наши собственные препараты, и мы продолжим в этом направлении работать», — пообещал Мантуров.
Например, уже начались клинические испытания российского аналога препарата против спинальной мышечной атрофии (СМА). Его цена будет в разы ниже швейцарского лекарства «Золгенсма».
Россия способна самостоятельно производить все оборудование для газификации страны. При этом важно заниматься обновлением мощностей, заменять иностранное, разведочное, буровое, шельфовое оборудование и ускорять работу по собственному средне- и крупнотоннажному СПГ-оборудованию. В интересах внутреннего потребления отечественная промышленность сможет полностью сама поставить всю технологическую обвязку для целой газификации нашей страны, уточнил министр.
Проблем с удобрениями в России нет и не будет, внутренние потребности обеспечены более чем с двукратным запасом, заявил Мантуров. Доля отечественных химических средств защиты растений — 55 процентов. Хотя остальной объем в основном поставляют дружественные страны, в кабмине рассчитывают расширить производство, охватив к 2030 году свыше 75 процентов рынка.
Россия не планирует закрывать торгпредства в недружественных странах, но намерена переформатировать их работу. Речь, в частности, идет об оптимизации коллективов и переводе специалистов в другие страны. Сейчас у России зарегистрировано 57 торгпредств, которые обеспечивают экономическое сотрудничество с 72 государствами, уточнил он.
Также министр рассказал, что Россия прорабатывает альтернативные логистические цепочки, а также выход на новые экспортные рынки.
В интересах отечественных производителей необходимо консолидировать спрос, постепенно вытесняя импортную технику и оборудование, которое используют в разных сферах экономики, считает Мантуров. Большее значение здесь имеет емкий гарантированный спрос со стороны государства. «Речь идет в первую очередь о поставках отечественной продукции для больших инфраструктурных проектов, инициированных государством», — уточнил он.
Кроме того, министр напомнил, что благодаря предложенным Правительством антикризисным мерам, более 700 системообразующих предприятий получили льготные кредиты на пополнение оборотного капитала почти на триллион рублей. Докапитализированы региональные фонды развития промышленности, которые созданы в 81 субъекте Российской Федерации.
Помимо этого, Минпромторг совместно с Минфином прорабатывает механизм долгосрочного заемного финансирования крупных промышленных проектов под госгарантии.
Утвердив Дениса Мантурова на должности вице-премьера — министра промышленности и торговли, депутаты подтвердили готовность оказывать помощь и поддержку в развитии отечественной промышленности, сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Новые полномочия Государственной Думы требуют нового отношения к ним. Давайте исходить из того, что это наша ответственность. Мы сегодня, приняв решение об утверждении в должности Дениса Валентиновича Мантурова, берем ответственность за то, что будем оказывать помощь и поддержку в развитии промышленности нашей страны, в решении других задач», — сказал спикер.
Полномочие согласовывать кандидатуры на должность вице-премьеров и министров (за исключением глав ведомств, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности) Госдума получила после внесения в 2020 году поправок в Конституцию РФ.