"Нейросеть в режиме реального времени идентифицирует мусоровозы по их контурам и производит предобработку изображений с комплексов фотовидеофиксации, - рассказал "РГ" накануне Дня эколога операционный директор ГК "Урбантех" Михаил Родионов. - Система также распознает номерные знаки транспортных средств, которые фиксируются на въезде и выезде с комплексов по переработке строительных отходов. Далее аналитический модуль фиксирует маршрут передвижения и проверяет наличие разрешения на перевозку отходов. Если выявлено нарушение, например грузовик не заехал на полигон и продолжил движение уже без груза в кузове, потенциальное досье направляется инспекторам Минэкологии для расследования".
В России ежегодно образуется более 70 миллионов тонн строительных отходов. И эта проблема заставляет задуматься о нескольких вопросах: как регулировать оборот строительных отходов на фоне растущего объема застройки городов и как построить прозрачную систему контроля вывоза, утилизации такого мусора и избавить обочины дорог и леса от несанкционированных свалок.
Кроме того, не стоит забывать и о прямой угрозе здоровью населения и экосистемам. Побочные продукты строительства токсичны из-за наличия ртути, свинца, кислот и щелочей, выделяют вредные соединения. Более того, нелегальные свалки строительного мусора часто становятся причиной пожаров: согласно статистике ГУ МВД по Московской области, каждые полгода происходит более 15 тысяч возгораний, из которых больше 70 процентов приходятся на коммерческие объекты и свалки.
В феврале 2022 года Минприроды России сообщило о начале разработки единых правил и требований по обращению с отходами строительства, сноса и грунтов (ОССиГ) в сотрудничестве с Минстроем России. По оценке гендиректора "Российского экологического оператора" Дениса Буцаева, в России пока нет комплексного законодательного регулирования отрасли и мер по стимулированию раздельного сбора такого мусора. К основным барьерам эксперт также относит отсутствие единого подхода к мониторингу строительных отходов - от формирования на стройплощадке до вывоза на полигон, отсутствие инструментов для контроля компаний-перевозчиков и низкий уровень знаний о возможностях размещения и переработки строительного мусора.
Сейчас обращение с мусором, который образуется при строительстве и сносе зданий, на уровне регионов регулируется собственными нормативно-правовыми актами. Москва и Подмосковье одними из первых в России разработали целостный подход к контролю вывоза крупногабаритного мусора от стройплощадки до комплексов по переработке строительных отходов.
Как отмечает министр экологии и природопользования Московской области Тихон Фирсов, только в 2020 году в Подмосковье ликвидировали пять тысяч стихийных свалок, львиную долю которых составлял строительный мусор. Чиновник подчеркнул, что основным источником таких отходов стали не владельцы жилья, делающие ремонт, а операторы по вывозу мусора, которые в целях экономии выгружали отходы, где придется. Но год назад, в июне 2021-го в регионе были разработаны единые правила для застройщиков, управляющих компаний, компаний-перевозчиков и переработчиков, и создана информационная система для транспортных предприятий. Зарегистрированные в системе компании получают электронный талон-разрешение на вывоз и доставку мусора на пункты переработки. Вывоз строительных отходов без талона грозит штрафом для юрлиц до 250 тысяч рублей.
Почти за год работы система обработала более 63 тысяч изображений с признаками возможных нарушений. На их основе вынесено более тысячи постановлений в адрес нарушителей. Но самое главное - это реальный эффект, который отмечают экологи и население. С июня 2021 года по май 2022-го на 46 процентов сократилось количество несанкционированных свалок строительного мусора, и на 67 процентов - число обращений жителей Подмосковья по поводу выброса отходов строительства и ремонта.