В пятницу, 20 мая, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что созывает чрезвычайную встречу экспертов для обсуждения вспышки оспы обезьян. Случаи заболевания этим вирусом зарегистрированы минимум в 10 странах, в том числе в США, Австралии, Британии, Швеции и других. По данным ВОЗ, инкубационный период заболевания длится от 5 до 21 дня, симптомы — температура, боли в спине и мышцах, озноб и усталость. Смертность колеблется в пределах 4–22%.
В российском центре «Вектор» заявили, что против оспы обезьян эффективна вакцина против натуральной (человеческой) оспы. При этом «Вектор» приводит другие показатели смертности при оспе обезьян — 1–11%.
В разговоре с НТВ Онищенко заявил, что ВОЗ опоздала — созывать встречу специалистов нужно было уже после обнаружения «первого тревожного случая». Однако россиянам не нужно поддаваться панике, поскольку «мы это предвидели еще 40 с лишним лет назад», когда власти СССР «ликвидировали человеческую оспу и сохранили коллекцию видов осп», напомнил профессор.
Геннадий Онищенко: «Дело в том, что с 1980 года прививки от оспы стали запрещать, потому что считалось, что те, кто их ставит, готовятся к биологической войне. Нас с подачи США хотели заставить избавиться от коллекции осп, но мы уперлись, потому что без наличия вирусов нельзя наработать вакцину на случай, если в биологическом балансе живой материи возникнет серьезная ниша. Сейчас произошла мутация, и мы наблюдаем, как эту нишу заполняет оспа обезьян. Это само по себе очень опасно, но главное, что пока она ведет себя достаточно осторожно: нет смертельных случаев. А оспа человеческая имела высочайшую летальность, умирали миллионы. Тем не менее все эти 40 лет мы изучали этот вирус, его коллекционировали, все проходило под международным контролем, причем как у нас, так и в США».
По словам эксперта, у России сохранились архивные документы, по которым изготавливались старые, «убитые» вакцины от натуральной оспы. Их так называли, потому что вирус сначала выращивался, после чего его уничтожали.
Онищенко считает, что распространение вируса обезьян «не говорит о неготовности России ко встрече с ним, но и упрощать проблему не надо». Сейчас, по мнению ученого, Минздраву РФ нужно обратиться к документам 1980-х и 2000-х годов, использовать «огромный опыт» российских вирусологов, обеспечить мониторинг для готовности выявить первые случаи оспы обезьян в стране, приступить к изготовлению препаратов или вакцин и исключить наличие нелегальных коллекций осп.
На вопрос, может ли оспа обезьяны проникнуть в Россию уже в июне, собеседник НТВ ответил, что «глобальный мониторинг ситуации только начался, и все зависит от принимаемых нами мер». Главное — не истерить и не пугать народ, заключил Онищенко.