Мясо таких китов несъедобно и может вызывать расстройство пищеварения. В большинстве случаев, специфический запах заметен во время выдоха кита, но иногда обнаружить его удаётся только после того, как животное добыли.
Чтобы попытаться установить причину появления запаха, учёные проанализировали изотопный состав углерода и азота в 46 пробах кожи серых китов, собранных в разных районах Чукотки: 22 образца из района пролива Сенявина, 19 образцов из Мечигменского залива, 2 образца из Сиреников и 3 образца из Инчоуна. В выборке присутствовало 7 китов, у которых в разной степени ощущался «медицинский» запах. Один образец имел очень сильный запах, четыре — умеренный и два — слабый, едва различимый запах.
Серые киты питаются преимущественно донными организмами, однако географические различия в их питании практически не изучены. Анализ образцов тканей «вонючих» и обычных китов на содержание различных химических соединений пока не позволил однозначно идентифицировать вещество, вызывающее запах и пищевые отравления.
Целью учёных было оценить различия в изотопном составе углерода и азота между китами из разных районов, а также между «вонючими» и обычными китами. Изотопный анализ был проведён в центре коллективного пользования Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН.
Статистически значимых различий между районами обнаружено не было. Содержание тяжёлого азота было значимо ниже у «вонючих», чем у обычных китов. Более того, у образца с самым сильным медицинским запахом оказалось самое низкое содержание тяжёлого азота из всех проб вообще. По изотопному составу углерода пробы «вонючих» китов не отличались от обычных.
«Тяжёлый азот накапливается в пищевой цепи – то есть, в водорослях его совсем мало, в рачках-водорослеедах чуть больше, в тех, кто питается этими рачками – ещё больше, и так далее. Получается, что низкий уровень тяжёлого азота у «вонючих» китов может указывать на то, что они питаются каким-то менее хищным кормом, чем обычные киты. Но иногда содержание тяжёлого азота может снижаться и из-за особенностей организма: например, оно ниже у людей с циррозом печени. Мы пока не можем проверить, какая из этих причин ближе к истине: для этого нам нужно исследовать много качественных проб «вонючих» китов.
Например, чтобы выявить заболевания печени, нужны образцы с хорошей сохранностью тканей, а к нам обычно попадают перемороженные по несколько раз образцы, на которых уже ничего не видно. Для исследования пиания нужно много образцов содержимого желудка «вонючих» китов, а у нас пока всего две пробы», — поясняет Ольга Филатова.