Начало > Эко новости > Дикой природы: как животные передают COVID-19 человеку

Дикой природы: как животные передают COVID-19 человеку

14/03/2022 11:16 / 👁 577 / Поделиться:
Зафиксированный в Канаде первый случай передачи коронавируса от оленей человеку потенциально чреват изменением свойств патогена и появлением нового опасного штамма. Фото: REUTERS/Carlo Allegri. Фото: REUTERS/Carlo Allegri.

Так считают опрошенные «Известиями» эксперты. Они не исключили, что этот вариант может, например, лучше уходить от антител. С другой стороны, «олений» коронавирус обнаружили у человека только единожды — вероятно, потому, что ему сложно выжить в нашем организме, заметили ученые. Тем не менее Всемирная организация здравоохранения призвала страны объединить усилия, чтобы не допустить образования животных резервуаров для размножения патогена в дикой природе.

Оленевирус

Несколько месяцев назад появилась информация о передаче коронавируса от человека к оленям. Теперь ученые сообщили об обратной передаче — от животного человеку. Исследователи из Канады опубликовали препринт, где сказано о выявлении новой и сильно отличающейся линии SARS-CoV-2 у белохвостых оленей.

«Эта линия имеет 76 согласованных мутаций, в том числе 37 ранее связанных с животными-хозяевами, не являющимися людьми, 23 из которых ранее не были зарегистрированы у оленей», — указано в работе.

Анализ последовательностей генов выявил эпидемиологически связанный случай заболевания человека из того же географического региона в тот же период, когда проходил отбор проб.

«В совокупности наши результаты представляют собой первое свидетельство передачи SARS-CoV-2 от оленя человеку», — сделали вывод канадские ученые.

Преодоление вирусом межвидового барьера чревато появлением новых мутаций патогена и изменением его свойств, отметил заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов.

— Вероятно, подобный штамм будет более устойчив в отношении имеющихся сегодня вакцин и наличие антител будет для него меньшей преградой, — не исключил ученый.

ВОЗ уполномочена заявить

Внимание на проблему обратной передачи коронавируса от диких животных людям обратила и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). На прошлой неделе она опубликовала совместное заявление о приоритизации мониторинга инфекции SARS-CoV-2 в дикой природе и предотвращении образования животных резервуаров. Распространение коронавируса среди зверей может способствовать возникновению нового штамма, представляющего опасность для человека, указано в документе.

«Мы призываем власти принять соответствующие регулирующие правила и ознакомить с ранее выпущенными рекомендациями людей, работающих в тесном контакте или имеющих дело с дикой природой, включая охотников и мясников, а также общественность», — отмечено в заявлении.

В ВОЗ напомнили: согласно имеющимся сведениям, треть особей белохвостого оленя в США инфицированы SARS-CoV-2. Причем первоначальное заражение произошло от людей. В организации подчеркнули, что потребление в пищу мяса не приводит к заражению людей вирусом. Тем не менее ВОЗ рекомендовала охотникам не преследовать животных, которые имеют признаки болезни, а специалистам, занимающимся разделкой и приготовлением мяса, — соблюдать требования гигиены, чтобы снизить опасность распространения коронавируса.

Штаммовая угроза

Обратная передача вируса от животных к человеку действительно опасна возникновением новых штаммов и именно поэтому при вспышках птичьего гриппа забивают огромное количество зараженных птиц, отметил директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины Казанского (Приволжского) федерального университета Альберт Ризванов.

— Возникает опасность, что штаммы, которые возникают у животных, смогут адаптироваться и стать особенно опасными для человека, — сказал он. — Одна из теорий возникновения «Омикрона» состоит в том, что где-то в Африке сначала произошло заражение домашних или диких животных первыми штаммами коронавируса. А потом этот вирус, побарахтавшись среди них, вернулся к человеку.

Выявленные канадскими учеными геномы коронавируса от оленей наиболее схожи с геномами SARS-CoV-2, которые ранее обнаруживали у норок. Различия между ними — в десятках геномных позиций, но промежуточных между этими вариантами форм вируса не найдено. Поэтому о точной цепочке передачи остается только догадываться, сказал ученый-генетик Дмитрий Прусс.

«Большинство новых мутаций по природе случайно, среди них очень много нейтральных, а частота мутаций пропорциональна длине генов. S-ген слабо мутирован, не оставляя сомнений, что давление иммунитета не играло роли в эволюции вируса у оленей. Похоже, они вообще не образовывали антител, эффективных против этого вируса», — отметил ученый в своем блоге.

Вирус из Онтарио по крайней мере один раз передался к человеку, который контактировал с оленем, но впоследствии этот вариант у людей больше не обнаруживали. Видимо, оленьи коронавирусы не способны выжить в нашем организме, предположил эксперт. Но есть риск, что в популяции животных патоген мутирует и сильно изменит свои свойства.