Буддийская легенда гласит, что когда-то слон, обезьяна, заяц и птица решили достать плод с высокого дерева. По отдельности они не могли этого сделать. Тогда обезьяна влезла на слона, на нее запрыгнул ловкий заяц, а него села птица. Так животные смогли получить вожделенное лакомство.
Кажется, подобное может быть только в легендах. Но нет, в природе есть великое множество примеров содружества разных организмов — симбиоза.
Агнец, спокойно лежащий рядом со львом, орел, охраняющий птенца гуся — эти сцены взяты не из священных писаний и предсказаний о светлом будущем, а из реальной жизни.
Долгое время натуралисты скептически относились к известиям о сожительстве хищников и их потенциальных жертв. Тем не менее наблюдения за животными доказали, что такое возможно. Например, по сообщениям известных зоологов Альфреда Брэма и А.Н. Формозова огари и пеганки селятся в жилых лисьих норах и выводят в них птенцов. Почему лисы не едят мелких и совершенно беззащитных птиц — загадка.
Сокол-сапсан
Фото: tbkmedia.de / Alamyvia Legion Media
Это не единственный пример сожительства жертвы с хищником. В тундре гуси часто селятся рядом с гнездами сапсанов. Соколы защищают свой гнездовой участок от песцов и других непрошеных гостей, но совершенно равнодушно взирают на гусей.
Воробьи порой селятся под боком у беркута, который так же, как и сокол, защищает своих, а заодно и чужих птенцов. Любопытно, что за пределам гнездового участка хищники атакуют гусей, воробьев и других птиц.
Очевидно, что воробьи и гуси получают выгоду от соседства с хищниками. Однако что взамен получают охотники соблюдающие негласный запрет на охоту вблизи гнезда? Вероятно, для них близость потенциальной дичи служит своеобразным запасом на случай бескормицы. Впрочем, предположение о «живых консервах» вблизи гнезда еще требует подтверждения.
Союз мелкой птички с могучим буйволом кому-то покажется странным, но они ведут себя как старые неразлучные друзья. Например, идет по африканской саванне стадо буйволов, а над ним кружат воробьи, скворцы, ибисы, цапли. Многие пернатые смело садятся на спины и головы буйволов и бесцеремонно втыкают клювы в их кожу. Таким нехитрым способом они склевывают насекомых и клещей, досаждающих копытным.
Фото: Denis-Huot Nature Picture Library via Legion Media
Особого мастерства в этом деле достигли египетские цапли. Своими клювами они изящно извлекают паразитов из шкуры буйволов или слонов. Иногда цапли буквально облепляют исполинов.
Не уступают цаплям и африканские волоклюи, избавляющие от паразитов не только буйволов, но и носорогов, слонов, а также других животных. Еду они ищут даже в ноздрях и ушах буйволов. Взамен волоклюи всегда предупреждают своих друзей о приближении хищников и человека. Неудивительно, что охотники недолюбливают этих птиц.
Аналогичным образом сложились отношения между скворцами и обычными коровами. Когда скот идет по полю, то вспугивает всевозможных насекомых, которых тут же ловят скворцы. Они, как и волоклюи, садятся на коров и копошатся в их шерсти, выискивая мух и клещей.
Содружество ради взаимного процветания можно встретить не только на суше. Подводные обитатели нашли довольно оригинальные способы взаимодействия, а некоторые из них научились сожительствовать втроем. Например, рак-отшельник, поселившись в пустой раковине моллюска, первым делом стремится отыскать ядовитую актинию адамсию (Adamsia palliata).
Фото: Hans Hillewaert via Wikimedia Commons
Затем он аккуратно переносит ее в клешне и помещает у входа в свое жилище. Вооруженная обжигающими щупальцами актиния охраняет рака и помогает ему охотиться, а тот делится с ней пищей. Со временем рак растет и начинает испытывать неудобства от тесноты в раковине. Тут на помощь ему снова приходит адамсия: она выделяет быстро затвердевающую слизь, которая используется для надстройки раковины. Союз рака и актинии настолько прочен, что они не могут жить друг без друга. Если рака извлечь из домика, то вскоре адамсия погибнет.
Часто вместе с ними проживает третий друг — червь нереис. Он выполняет функции уборщика в доме рака.
В 1766 году путешественник и натуралист Петр Симон Паллас описал зеленую гидру. Тогда он не придал своему открытию большого значения, но спустя век выяснилось, что зеленые гидры, а также зеленые черви содержат в себе хлорофилл.
Зеленая гидра
Фото: blickwinkel / Alamy via Legion Media
Ученые не могли понять, откуда этот пигмент взялся у гидр и червей, ведь он содержится в растениях и участвует в фотосинтезе. Ботаник Лев Семенович Ценковский, проведя серию опытов, доказал, что в гидрах и червях живут водоросли, которые и содержат хлорофилл. Позднее было установлено, что водоросли в процессе фотосинтеза выделяют органические вещества, которыми и кормят своих хозяев — гидр. Гидры же снабжают водоросли углекислым газом.
Таким же образом сотрудничают с водорослями ресничные черви, радиолярии, инфузории, губки, полипы. Некоторые из этих организмов полностью находятся на обеспечении у своих симбионтов.
Сложные симбиотические отношения в природе не исчерпываются приведенными примерами. Изучая их, мы не только лучше понимаем окружающий мир, но и учимся сотрудничать и помогать друг другу и так непохожим на нас соседям по планете.