Общественники забили тревогу в прошлом году, когда в предгорьях Ай-Петринской яйлы встретили геодезистов, которые работали над трассировкой будущей высоковольтной линии. Тогда в правительстве Севастополя заверили: никаких согласований на строительство в этих местах город не давал. Дескать, не надо сеять панику. Но на днях выяснилось, что на строительство ЛЭП уже подписан контракт, работы начнутся в ближайшее время.
Линия нужна для передачи электроэнергии от Балаклавской ТЭС на Южный берег Крыма. Новая ветка напряжением 110 тысяч вольт протянется через горный массив от села Широкое в Байдарской долине под Севастополем до Оползневого в Большой Ялте. В прошлом году проект одобрила Главгосэкпертиза. А в декабре АО "Крымэнерго" заключило контракт на строительство за 2,5 миллиарда рублей, подрядчик должен выполнить работы до конца 2022 года. Контрактом предусмотрена вырубка просеки на территории Орлиновского, Терновского, Чернореченского и Мекензиевского лесничеств Севастополя, при этом компенсационная стоимость снесенных деревьев составляет 38 миллионов рублей.
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев заверил, что во время предварительных обсуждений проекта было решено проложить ЛЭП по существующей лесной просеке, чтобы не рубить новую. Но на деле все вышло наоборот.
Глава Севприроднадзора Юлия Гаврилова ранее сообщила, что ведомство не давало разрешений на вырубку просеки для строительства, тем более в Байдарском заказнике.
По оценке общественников, для строительства придется вырубить около миллиона деревьев. А площадей для компенсационной высадки такого количества деревьев в лесах полуострова попросту нет. Просека пройдет в диких, труднодоступных местах, где обитают многие виды животных и птиц. Раньше там были лишь пешие туристические тропы, а теперь тяжелая техника потребует прокладки дорог. Экосистемы Ялтинского заповедника и Байдарского заказника будут нарушены. Пострадают пещеры на Ай-Петринском плато, закроется часть маршрутов Большой севастопольской тропы - популярного экологического проекта.
Анатолий Пряшников, член севастопольского отделения Русского географического общества, спелеолог:
- Непонятно, почему решили вести новую линию, а не модернизировать существующую, построенную при СССР. Из-за скудных почв и нехватки воды в Крыму крайне тяжело приживаются деревья, долго растут. В Байдарском заказнике пострадают ценные лесные угодья, воспроизводственные участки. По ущелью, где пройдет ЛЭП, протекает горная река, питающая Чернореченское водохранилище. С появлением дорог там начнут ездить джипы, появится мусор, заповедная территория будет уничтожена. Кроме того, там проходит древняя римская дорога, где надо проводить археологические изыскания. А на плато, на территории Ялтинского заповедника, мы обнаружили более 20 входов в пещеры, внесли их в реестр пещер Крыма, этот карстовый район мало изучен.