О том, как медная промышленность России готовится к переменам на рынке, ФБА «Экономика сегодня» рассказал статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
— Виктор Леонидович, каково нынешнее состояние медной промышленности в России, учитывая непростые из-за коронавирусных ограничений и сокращения инвестиций 2020–2021 годы?
— Российская Федерация занимает пятое место в мире по производству рафинированной меди, объем выпуска которой в нашей стране по итогам 2020 года составил 1 млн тонн в год.
Ключевыми производителями на этом направлении являются ПАО «ГМК "Норильский никель"», ОАО «УГМК» с рыночными долями по 40% каждый и АО «РМК» с рыночной долей 20%. Также важно отметить компанию «Металлоинвест» — она реализует проект строительства горно-обогатительного комбината и медеплавильного производства, осваивая Удоканское медное месторождение (которое, кстати, является крупнейшим в России и одним из крупнейших месторождений меди в мире). После запуска производства объем выпуска меди, производимой из концентратов Удоканского месторождения, должен составить порядка 135 тыс. тонн в год. Это, безусловно, будет способствовать удовлетворению потребностей в катодной меди внутренних потребителей и укрепит позиции Российской Федерации в данной отрасли на внешних рынках.
Еще один крупный проект реализует АО «РМК». Это освоение Малмыжского месторождения в Хабаровском крае с запасами порядка 1,3 млрд тонн руды (в том числе 5,2 млн тонн меди и 278 тонн золота). После введения в эксплуатацию мощностей по переработке руды объем производства меди в концентрате составит 250 тыс. тонн в год.
ООО «УК "Интергео"» при поддержке Минпромторга России приступило к реализации двух инвестиционных проектов на основе сырьевой базы медно-порфирового месторождения Ак-Суг в Республике Тыва.
Средний объем производства концентрата на Ак-Сугском ГОКе составит порядка 500 тыс. тонн в год с содержанием меди 135 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию запланирован в 2024 году.
— Развитие зеленых технологий и возобновляемой энергетики продекларировано Правительством РФ. Какую роль играет добывающая и, в частности, медная промышленность в этом процессе? Предполагаются ли дополнительные инвестиции в эту отрасль, ее модернизация или трансформация в связи с новыми тенденциями?
— Глобальный энергопереход и зеленая энергетика существенно меняют структуру потребления цветных металлов, создавая предпосылки для повышенного спроса в долгосрочной перспективе. Уже сейчас мы можем наблюдать, как, к примеру, изменились цены на медь и никель на Лондонской бирже металлов. Тренд на зеленую энергетику и развитие высокотехнологичных направлений, таких как электромобили, системы накопления энергии повышенной емкости, высокотехнологичная микроэлектроника, толкают рынок на увеличение потребления этих металлов.
Курс на «озеленение» технологических процессов производства конечной продукции будет только усиливаться. Сегодня Минпромторгом России сформированы и продолжают совершенствоваться необходимые инструменты господдержки для таких целей. В частности, «зеленые» кредиты, механизмы стимулирования перехода промышленности на НДТ. Например, в рамках механизма «зеленых» кредитов по постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. №541 проходили отбор несколько проектов, направленных на экологическую трансформацию процессов производства меди.
— Добывающая промышленность — проблемная отрасль с точки зрения климатической повестки. Есть ли примеры успешной реализации «зеленого перехода» на предприятиях?
— Сейчас можно смело отметить перспективный проект освоения Удоканского месторождения, где компания «Удоканская медь» заявляет, что со старта реализации были заложены перспективные экологические стандарты при построении производственных процессов. Нужно понимать, что проще реализовывать Greenfield-проекты с применением современных технологических решений, чем модернизировать действующие, зачастую советские заводы.
— Поддерживает ли министерство мнение экспертов МЭА о том, что к 2040 году спрос на медь увеличится в 2,7 раза по сравнению с 2020 годом? Готова ли отрасль к такому росту, или возможен дефицит?
— Существуют разные прогнозы авторитетных мировых экспертов отрасли в отношении роста спроса на медь к 2030 году, к 2040 году. Очевидно, что при сохранении прогнозируемого спроса на медь в мире будет наблюдаться отрицательный баланс спроса и предложения и рынок меди будет дефицитным.
Значительная часть меди, производимой в России, экспортируется. Реализация крупных инвестиционных горно-металлургических проектов позволит нашим компаниям и российскому бизнесу в целом укрепить позиции в нарастающей конкурентной борьбе на глобальных рынках на перспективу следующих десятилетий.
Стоит отметить, что Минпромторг России уделяет особое внимание необходимости увеличения глубины переработки меди, применению современных экологичных технологий переработки с низкой степенью выбросов и созданию продукции с высокой добавленной стоимостью в виде чистового металла и продуктов высоких переделов. Один из таких проектов реализует «Русская медная компания» на Кыштымском медеэлектролитном заводе, где производится импортозамещающая электролитическая фольга, востребованная в том числе на зарубежных рынках.