На эти и другие вопросы журналистов, в том числе корреспондента «Беллоны», отвечал начальник отдела экологического мониторинга Комитета Дмитрий Азёмов.
– Источники загрязнения городской атмосферы – предприятия промышленного комплекса, теплоэнергетики и автотранспорт, – заявил Дмитрий Азёмов. – Последний держит лидерство по выбросам: вклад автомобилей составляет 85%. Так что качество автомобильного топлива, технического состояния автопарка оказывают решающее влияние на воздух, которым дышит город.
Началось мероприятие у автоматизированной станции контроля атмосферного воздуха №1, что на улице Попова, 48. Она ведет измерение качества воздуха Петроградского района. Внешне представляет собой неприметный вагончик, в котором размещены автоматические газоанализаторы. Всего же в городе действуют 25 станций, одна из которых передвижная.
– Каждая ведет работу в круглосуточном режиме, измеряя качество воздуха каждые 20 минут, – продолжил Азёмов. – Воздух забирается сверху через пробоотборный зонд, пропускается через газоанализатор, определяющий содержание в пробе того или иного вещества. Затем порция воздуха выбрасывается в атмосферу.
Станция №1, как большинство других станций, измеряет воздух по четырем параметрам: оксиду углерода, диоксиду азота, диоксиду серы, взвешенным частицам PM 2,5 (невидимые частицы размером в микроны, но в силу этого наиболее опасные для здоровья человека). В ряде районов качество воздуха анализируется по 6 параметрам – к вышеперечисленным добавляются взвешенные частицы PM 10 и озон. И только два поста – №8 в Приморском районе и №19 в Красносельском – измеряют более широкий спектр загрязнений. Что связано с наличием на данных территориях промзон.
Дмитрий Азёмов
– Две последние станции оборудованы хроматографами, измеряющими в режиме онлайн еще и содержание бензола, толуола, изомеров ксилола, фенола, этилбензола, – разъяснил начальник отдела экологического мониторинга Комитета. – Данные со всех 24 стационарных постов в автоматическом режиме передаются в Лабораторию экологического мониторинга специализированного предприятия «Минерал», подведомственного Комитету. Таким образом, экологическое ведомство города владеет оперативной информацией о качестве воздуха во всем городе.
Владеют и жители, поскольку оперативную информацию Комитет размещает на экологическом портале infoeco.ru. Если на него зайти, можно убедиться, что качество воздуха, на первый взгляд, в Петербурге вполне приемлемое. Показатели загрязняющих веществ не превышают предельно-допустимых концентраций (ПДК), изменяясь в среднем от 0,1 до 0,4-0,6 от норматива. В эти рамки укладываются и показания хроматографов станций контроля №№8 и 19.
Как уже говорилось, имеется в городской службе экологического мониторинга и мобильный пост. Это на случай возможных чрезвычайных ситуаций, а также жалоб граждан. При поступлении сигнала на место выезжает передвижная экологическая лаборатория – автомобиль, оснащенный специализированным оборудованием.
– Лаборатория замеряет воздух уже по 19 параметрам – пояснил Азёмов. – Кроме того, наполняя воздухом пробоотборные пакеты, делает дополнительный забор проб. Их затем доставляет в Экологическую лабораторию «Минерала». Исходя из практики, подтверждается всего 5-7% вызовов. Нередко жители города вызывают нас, чтобы пожаловаться на проблемы, которые годами не решаются.
Мобильная эколаборатория – своего рода скорая помощь – работает также в круглосуточном режиме без праздников и выходных. На вопрос «Беллоны», сколько процентов вызовов лаборатории удается отработать, Дмитрий Азёмов ответил: «Все поступающие вызовы».
– Последние три года уровень загрязнения воздуха низкий, – утверждает Дмитрий Азёмов. – Хотя были годы, когда атмосфера Петербурга считалась загрязненной.
На вопрос, как удалось добиться снижения, Дмитрий Тихонович перечислил ряд осуществляемых городом целевых программ. Среди них – перевод городских автобусов на газ, котельных – на другой, более экологичный вид топлива, внедрение электромобилей, развитие велодвижения…
Газоанализаторы, установленные на станциях мониторинга атмосферного воздуха Санкти-Петербурга
Фото: Лина Зернова
Про велодвижение, на мой взгляд, прозвучало неубедительно. Возможно, велосипедистов в Петербурге стало побольше. Но без создания широкой городской велоинфраструктуры говорить о массовой переквалификации автомобилистов в велосипедисты не приходится. Сегодня на отважных одиночек на великах, шныряющих между колесами автомобилей, дышащих выхлопными газами, смотреть по-прежнему грустно.
Есть вопросы и к низкой загрязненности воздуха. Последние годы в Петербурге возросло количество жалоб горожан на неприятные запахи. Нефтепродуктов, свалок, горелого пластика, канализации, промпредприятий. В августе прошлого года Комитет по природопользованию был вынужден даже создать Межведомственную рабочую группу по запахам. Она начала регистрацию жалоб населения на запахи опять-таки в круглосуточном режиме.
Если что-то не так с воздухом, горожане теперь звонят в дежурную службу отдела экологического мониторинга Комитета по телефону: 417-59-36. По данным Дмитрия Азёмова, за 2020 год с жалобами на качество воздуха обратились порядка тысячи граждан. Так что данные о низком загрязнении воздуха – одна история, а реальная жизнь – другая.
К примеру, от жителей Красносельского района мне не раз доводилось слышать сетования, что передвижную лабораторию на место хронически не вызвать. Диспетчер, как правило, ссылается на то, что машина на вызове в другом районе. В нескольких случаях лаборатория приезжала, но… на следующий день, когда от атмосферного загрязнения не остается следа. То есть факт нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду красносельцам зафиксировать пока не удается.
Одновременно сотни гектаров несанкционированных свалок, отравляющих своим дыханием окрестные жилые кварталы, остаются безнадзорными. Органы районной власти не препятствует незаконной деятельности на них серых мусорщиков. Как автоматическая станция Красносельского района выдает низкие уровни загрязненности, остается только гадать…
И еще момент: о качестве воздуха, без всякой лаборатории, жители Петербурга могут судить по чистоте своих окон – проведите по ним белой тряпкой через пару-тройку дней после мытья… Черная пыль – то, чем мы ежечасно и ежеминутно дышим. Так что на сегодняшний день вопросы к качеству воздуха все же не снимаются.
Будет ли развиваться и модернизироваться система воздушного мониторинга города? – задаю вопрос господину Азёмову.
– Да, конечно, – пояснил он. – В июле нынешнего года губернатор Санкт-Петербурга своим распоряжением №293-р утвердил Концепцию развития территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Санкт Петербурга до 2030 года. При Общественном совете при губернаторе создана Рабочая группа (РГ) по ее реализации, которая и возьмется за составление Дорожной карты системы экологического мониторинга. Город развивается, а вместе с ним должен совершенствоваться и модернизироваться и «экологический дозор».
Как пояснил Дмитрий Тихонович, в плане атмосферного воздуха речь может идти об увеличении количества стационарных станций наблюдения, расширении спектра измеряемых загрязняющих веществ, обновлении оборудования и т.д. Первое заседание РГ состоится в грядущем декабре. Остается надеяться, что ситуация с воздухом большого города Санкт-Петербурга все-таки будет улучшаться.
Семен Гордышевский
Фото: ecounion.ru2
«Беллона» обратилась с предложением прокомментировать ситуацию с качеством мониторинга атмосферного воздуха Петербурга к председателю Экологического союза промышленников и предпринимателей города, члену рабочей группы при Общественном совете при губернаторе Санкт-Петербурга Семену Гордышевскому.
Действительно, по массе и объему автопарк – самый большой источник загрязнения. Но по токсичному воздействию на человека – нет. Автомобили работают на гостированном топливе, выбрасывая ограниченный диапазон опасных веществ. Самое опасное в выхлопах – бенз(а)пирен. Но, как ни странно, именно это вещество не входит в список контролируемых. До недавнего времени оно измерялось, а потом Комитет отказался от контроля за ним. Таким образом, мы ничего не знаем о самом опасном загрязнителе, генерируемом транспортом – на экопортале infoeco.ru о нем – никакой информации.
4-6 параметров, анализируемых станциями мониторинга, – крайне мало. Согласно Распоряжению правительства, принятому еще в 2015 году, в воздухе должны контролироваться 160 веществ. Может быть, городу не нужно отслеживать все, но 4-6 – ни о чем. Бенз(а)пирен, формальдегид – приоритетные загрязнители. Без них невозможно оценить качество воздуха.
Как эксперт, знающий ситуацию, могу сказать, что воздух в Петербурге низкого качества. И слова о снижении загрязнения – в лучшем случае – заблуждение. Процент автобусов, переведенных на газ, очень невелик. Котельные уже давно переводятся на газовое топливо. Еще в 2010 году было переведено на газ 82%. На сегодня газифицировано 96% котелен. Один процент в год не может обеспечить городу снижение загазованности до низкого уровня. Количество автотранспорта и выбросы бенз(а)пирена растут быстрее. А высокозагрязненным воздух в нашем городе считался в 2012 году. Другое дело, что именно с того времени было принято решение не измерять формальдегид. Вот показатели и снизились.
Но самое главное, Комитет не упоминает масштабный источник – сжигание иловых осадков на заводах очистных сооружений Водоканала. Таких заводов всего три. Возможно, по своей массе их выбросы уступают автомобильным. Но по количеству опасных веществ – нет. В выбросах водоканальских заводских труб – десятки, если не сотни токсикантов.
Водоканал подтверждает, что в иловом осадке содержится вся таблица Менделеева. Это значит, что все эти вещества в конечном итоге оказываются в воздухе. В том числе диокисны, о которых вообще никто не говорит. Этот супер экотоксикант опаснее других выбросов, например, диоксида азота, в миллиард раз.
Мы не знаем данных по целому ряду токсикантов, присутствующих в воздухе нашего города. Не поэтому ли заболеваемость, начиная с начала 2000 годов, в Петербурге начала расти, причем особенно в классах экологически обусловленных заболеваний? Это врожденные аномалии, онкология, заболевания органов дыхания у детей. Что это, как не маркеры неблагополучия окружающей среды?
Что касается Рабочей группы, она была создана весной этого года именно для разработки Дорожной карты. Что нужно сделать? Расширить перечень измеряемых веществ хотя бы до 15-20, причем обязательно контролировать самые опасные загрязнители. Увеличить количество станций контроля, обновить техническую базу. Такая возможность имеется, к примеру, предприятия нашего города давно наладили выпуск приборов, измеряющих формальдегид.
К сожалению, Рабочая группа собиралась всего один раз, 1 июня. В итоге упущена возможность заложить в бюджет следующего года средства на развитие сети мониторинга в 2022 году (окончательные поправки в бюджет Петербурга были внесены в ноябре). Очень жаль. Но, будем надеяться, ошибок больше не будет.
Лина Зернова, Беллона.