Административные штрафы не способны остановить браконьеров, истребляющих и продающих деревья и цветы, занесённые в Красную книгу, считают эксперты. «Парламентской газете» стало известно, что сенаторы предлагают уголовное наказание для тех, кто умышленно уничтожает исчезающие виды растений и получает от этого выгоду.
Сейчас уголовная ответственность предусмотрена только за убийство и продажу краснокнижных животных. Например, за охоту на амурского тигра или чернобрюхого глухаря суд может приговорить аж на четыре года лишения свободы и штраф в миллион рублей. А если шайка браконьеров действовала по предварительному сговору, каждый из её членов может отправиться в тюрьму на девять лет.
Но за уничтожение растений, занесённых в Красную книгу, предусмотрены только административные штрафы: 2,5—5 тысяч рублей для гражданина и от пятисот тысяч до одного миллиона — для организаций. А уголовное обвинение могут выдвинуть, только если действия злоумышленника подпадают и под другие статьи УК. Например, 38-летнего жителя Краснодарского края, который, по данным следствия, спилил на дрова 240 деревьев и причинил ущерб на 45 миллионов рублей, будут судить за незаконную рубку лесных насаждений, сообщил региональный главк МВД 18 октября.
Но проблема гораздо шире, ведь уничтожают не только краснокнижные деревья, но и другие растения. Например, в Республике Алтай незаконно собирают и тоннами вывозят за рубеж некоторые виды редких травянистых растений, рассказал «Парламентской газете» председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. В других субъектах тоже есть случаи варварского отношения к краснокнижным растениям, отметил эксперт. А административные меры, по его мнению, не способны сдержать нарушителей.
Уничтожение исчезающих видов растений наносит непоправимый ущерб природе, согласен председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Поэтому сенаторы провели 18 октября совещание по этой теме и решили выйти с законопроектом, который предусматривает уголовные наказания за такие нарушения.
Законодатель сообщил, что идею также поддержали представители Минприроды, первый зампред экологического комитета Госдумы Вячеслав Фетисов и другие участники совещания.
«В Минюсте поддерживают саму идею, но юридико-технические аспекты ещё хотят дополнительно обсудить», — сказал сенатор «Парламентской газете».
По словам Алексея Майорова, теперь предстоит решить — использовать тот же механизм, который применяют к браконьерам, уничтожающим краснокнижных животных, или разработать другой. В любом случае, считает он, надо подойти к формулировке аккуратно, чтобы не перегнуть палку, а то человек сорвёт какой-то цветок, не зная, что он занесён в Красную книгу, — и сядет.
Чтобы выработать грамотную, юридически безупречную редакцию, парламентарии будут работать с правовым управлением Совета Федерации, Минюстом и Минприроды, сказала сенатор от Севастополя Екатерина Алтабаева.
«Полагаю, что совместными усилиями мы выработаем такое предложение, которое не затронет интересы добропорядочных людей, наносящих ущерб по неосторожности. Но деяния, которые совершены в отношении особо ценных пород деревьев, растений с умыслом, тем более с получением коммерческой выгоды, должны наказываться», — отметила она в разговоре с «Парламентской газетой».
Главное, что необходимо сделать, — чётко разграничить составы административного правонарушения и уголовного преступления, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. Комитет подключился к проработке этого вопроса.
«В Уголовном кодексе предлагается ввести отдельный состав, который предусматривает наказание за причинение растениям, включённым в Красную книгу, значительного ущерба», — пояснила она. Сейчас, по её словам, инициатива дорабатывается с учетом поступивших замечаний.
Алексей Майоров также отметил, что уголовные наказания применяют только к тем, кто нарушил федеральное законодательство. Соответственно, новая статья будет касаться уничтожения растений только из Красной книги Российской Федерации, а не региональных списков редких деревьев, трав и цветов.