На пленарной сессии «Российского экологического форума» обсудили реализацию мусорной реформы в регионах, поддержки территорий для внедрения раздельного сбора и переработки отходов, а также новые законодательные инициативы в отрасли отходов. В сессии приняли участие вице-премьер Виктория Абрамченко, министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов, главы регионов, генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» (РЭО) Денис Буцаев, председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов, председатель совета директоров ГК «Эколайн» Евгений Михайлов, и другие эксперты.
Открывая сессию Виктория Абрамченко отметила, что на сегодняшний день мусорная реформа в новом виде, с новыми вызовами уже реализуется в 82 субъектах России.
«Я считаю, что мы идем недостаточно быстрыми темпами. Мы могли бы делать больше, поэтому со всей командой, с Минприроды России мы сосредоточены на анализе мер поддержки. Вы знаете, что в этом году впервые пересмотрели правила поддержки и доводим 6,2 млрд рублей в отрасль по новым правилам. И предстоит еще несколько таких мер пересмотреть. Из итогов могу сказать, что мы создали федеральную схему обращения с отходами. Она позволяет увидеть всю страну, в ней ежемесячно работает 1300 активных пользователей. И эта информация собирается из каждого субъекта России. Фактически это большая информационная система, которая не позволяет построить объекты там, где они не нужны и будут экономически не оправданы, где объекты не будут загружен необходимым сырьем», - подчеркнула заместитель председателя Правительства.
По мнению главы Минприроды России, важно не только наладить работу с новым мусором, но и решить многолетнюю проблему старых свалок и объектов накопленного вреда.
«Благодаря решениям руководства страны, позиции председателя Правительства и вице-премьера Виктории Валерьевны Абрамченко, вопрос ликвидации негативного наследия начал решаться системно. Это действительно принципиально новый подход. И он даёт уверенность, что нашим детям, будущим поколениям, не придётся убирать за нами», - сообщил министр.
В качестве примера он привел законопроект, который обяжет собственников особо опасных объектов ликвидировать накопленный предприятиями вред.
«Очищать за собой, а не бросать предприятия, которые наскучили. У всех на слуху объект Усолье-Сибирское, БЦБК. Классический пример, когда в заповедной зоне на Байкале предприятие, которое являлось флагманом отрасли оказалось брошено и соответственно мы сейчас пытаемся решить вопросы, которые копились десятилетиями. А сколько таких не вошло в федеральную повестку и отравляют жизнь городам, сёлам, деревням? Я думаю, что тысячи», - подчеркнул Александр Козлов.
Он заявил, что в понедельник законопроект поддержан на правительственной комиссии по законопроектной деятельности. А в четверг будет вынесен на заседание Правительства России.
«Законопроект касается объектов I и II класса опасности, которые имеют промышленные площадки, цеха химических и нефтеперерабатывающих заводов, предприятия, на которых используются токсичные вещества и объекты размещения отходов I и II классов опасности. Когда мы готовили законопроект, ключевое с чем столкнулись – везде в каждом надзорном органе есть немного, в Ростехнадзоре как нужно смотреть, в Росприроднадзоре, но нет единых правил, норм и требований к собственникам предприятий, которые должны нести ответственность за его жизненный цикл. И мы постарались, используя действующее законодательство, дополняя его сделать такой документ, который обяжет собственников предприятий не откладывать эту работу. Государство не просит откладывать деньги на похороны бизнеса, государство требует экологической безопасности для людей, для окружающего мира», - подчеркнул он.
Одновременно с законопроектом начнёт действовать механизм «окрашивания» средств. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за административные правонарушения, платежи по искам о возмещении вреда теперь будут тратиться исключительно на экологические проекты. По словам министра, это позволит создать «природный фонд».
«Каждый из этих штрафов них попадая в общий котел растворяется. Потому что мы наказали предприятие, взяли деньги, но нет гарантий, что они пошли именно на устранение последствий на этой территории. С момента принятия этого законопроекта, это решение будет принято и эти деньги будут окрашены. У нас появится свой экологический фонд, который будет направлен на эти цели», - пояснил глава Минприроды России.
Виктория Абрамченко подчеркнула, что после принятия Правительством России этот законопроект будет в приоритетной повестке Государственной Думы. Она добавила, что сегодня Министерство природных ресурсов и экологии России работает еще над двумя законопроектами, которые встречают сопротивление со стороны бизнеса. Это законопроекты о регулировании обращения вторичных материальных ресурсов и о расширенной ответственности производителей и импортеров.
«Министерство природных ресурсов и экологии не боится говорить, что пришло время Большого регулирования. Что оставляете после себя? Как утилизировать? Как это влияет на экологию? Эпоха бездумного потребления уходит, приходит время рациональности. Огромнейшие массы отходов должны вовлекаться во вторичный оборот», - добавил Александр Козлов.
Он подчеркнул, что плохих отходов не бывает. Просто для каких-то ещё не придумана технология, которая позволит их экономически выгодно переработать.
«У каждого отхода свои особенности сбора, утилизации, вовлечения во вторичный оборот. Поэтому мы решили применить отраслевую модель по особоемким используемым отходам, где есть отраслевые сообщества. Таких отходов мы выделили 18 видов отходов. Это шины, батарейки и аккумуляторы, текстиль, обувь, тетрапак, пластик, стекло, алюминиевые банки, макулатура, органика, лампы, косметика, электроника, аэрозольные баллончики, древесные отходы, масла, строительный мусор и табак. По каждой отрасли – к концу года - будет разработана дорожная карта», - рассказал министр.
Сегодня эта работа идёт совместно с бизнесом, ассоциациями и федеральными органами власти. При этом одно из важных условий - организация раздельного сбора отходов.
«Он должен быть доступен каждому жителю нашей страны. И конечно, самое главное, что не должно быть профанации, что собираем в разные контейнеры, а увозим в одной машине на захоронение. Несмотря на то, что организация раздельного сбора ТКО – обязанность региональных и муниципальных властей, мы приняли решение поддержать регионы. Правительством был выделен 1 млрд рублей на закупку контейнеров для ТКО. Мы отобрали 46 которые закупят 65 тысяч контейнеров, которые должны будут поступить в регионы до конца года», - добавил глава Минприроды.
Министр рассказал и о задачах, которые Минприроды сегодня ставит перед Российским экологическим оператором. В их числе создание мощностей для обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Дать возможность построить и наладить производство - одна из задач, которую министерство ставит перед РЭО.
«Сейчас думаем над тем, чтобы расширить полномочия РЭО в том числе, как ликвидаторов накопленного вреда. Например, на объекте «Красный бор»», - сообщил Александр Козлов.
Министр напомнил, что в августе ведомство направило в Правительство инициативу о создании закона «Об экономике замкнутого цикла». В ближайшее время ее планируется обсудить на площадке вице-премьера Виктории Абрамченко.
«По факту мы создаём новую экономическую отрасль, основанную на отходах. Для которой нужны инвестиции, нужны научные и опытно-конструкторские работы, нужны пилотные проекты. Поэтому мы сейчас должны законодательно – замкнуть цикл. В нашем понимании – мы должны разработать отдельный федеральный закон «Об экономике замкнутого цикла», - добавил он. - И параллельно с запуском мощностей, и внедрением стимулов мы начинаем заниматься созданием рынка вторичных материальных ресурсов и вторсырья. Это будет электронная площадка, где можно будет и продавать, и покупать. Интересная штука получится. Полезная», - подчеркнул Александр Козлов.