Бутылки, банки, коробки, обёртки и прочая одноразовая упаковка составляют едва ли не половину всех твёрдых отходов в стране. Пока что почти весь этот вал стекла и пластика хоронят на полигонах, что не лучшим образом сказывается на экологии. Чтобы решить проблему, Минприроды предлагает ввести экологический сбор для производителей товаров, за счёт которого будут утилизировать использованную тару. Законопроект с такой нормой появился в июне этого года.
Однако в Союзе потребителей России (СПР) считают, что утилизация отходов в полном объёме будет невозможна, пока россияне поголовно не научатся раздельному сбору мусора. В этих условиях целесообразнее перевести производителей на многоразовую тару. Такое предложение содержится в обращении к вице-премьеру Виктории Абрамченко (есть в распоряжении «Парламентской газеты»), которое СПР направил в кабмин накануне. Руководитель Союза Пётр Шелищ рассказал в интервью нашему изданию о преимуществах предложенного подхода.
- В вашем обращении к вице-премьеру предлагается расширить продажи в развес и разлив в тару потребителя. Однако СанПиН это и сейчас не запрещает. Какие-то проблемы есть на практике?
- Никто не запрещает, но и мало кто это делает. Если говорить о крупных форматах торговли, о сетях, то этого почти никто не делает. Во-первых, это не так удобно, как просто расставить товар на полках, во-вторых, сами производители зачастую выпускают только фасованный товар.
Нужно вообще изучить этот вопрос, что тут первично, а что вторично — спрос или предложение. Вероятнее всего, торговые сети. Одно дело — выставить на полку бутылки с молоком, и всё, никаких затрат, люди сами их разбирают, самообслуживание. Другое дело — разливать в бидоны: сколько продавец сможет разлить молока в день? Да и зарплату ему надо платить.
Однако в нашем обращении упор не на тару потребителя, а на то, чтобы производители использовали многоразовую тару. Люди старшего поколения прекрасно помнят, что в советское время все напитки были в возвратной таре. Её цена входила в стоимость продукта. Бутылка из-под лимонада стоила 12 копеек, полулитровый бутыль из-под молока — 15 копеек, литровый — 20 копеек. У стеклянных баночек, в которых продавали консервы, тоже была своя цена. Люди сдавали их в пункты приёма стеклотары, бутылки и банки мыли и отправляли обратно на заводы, которые снова их использовали.
Цель наших предложений в том, чтобы не генерировалось такое количество отходов, как сейчас. Масштабы выбрасываемой упаковки действительно угрожают природе, океан страшно замусорен пластиком. Ну и заодно мы напомнили, что нужно дать возможность потребителю и в своей таре покупать то, что можно — молоко, сметану, масло и так далее.
- На ваш взгляд, российский бизнес готов к таким преобразованиям?
- Бутылки, которые сегодня используют российские производители напитков, не пригодны для повторного использования. Они не такие прочные и не выдержат транспортировки и мытья промышленным способом. Это касается и стеклянной тары, и пластиковой. Но это всё вполне реально исправить, и в ряде стран уже активно переходят на многоразовую тару. В некоторых европейских странах, мне рассказывали, пиво сейчас стали выпускать в возвратной таре.
- Почему вы считаете, что предложенный Минприроды экологический сбор не решит всех проблем с утилизацией отходов?
- Правительство готовит установку на так называемую расширенную ответственность производителей (РОП). Этот законопроект ещё пока не внесли в Госдуму, но его активно обсуждают. Согласно ему, у производителя будет три варианта. Первый — он сам собирает и каким-то способом использует свою упаковку. Второй — он заключает договор с другим предприятием, которое занимается утилизацией. Третий — уплачивает экологический сбор.
Но есть несколько «но». Сами производители этим не занимаются и заниматься не будут, переработка тары — это не их бизнес. Что касается договоров с теми, кто этим занимается, то таких предприятий практически нет. Сейчас перерабатывается только несколько процентов упаковки, бизнес говорит — всего два-три процента. И никто не знает, какие есть мощности в стране. Только 15 июля на сайте Российского экологического оператора появился призыв к утилизаторам заявить о себе, сообщить, что и сколько они могут перерабатывать. Это притом что РЭО существует уже полтора года, а они только сейчас стали собирать информацию….
Из всего этого следует, что все производители будут платить экологический сбор.
- По сути, ведь этот сбор означает, что производители просто заплатят государству за то, чтобы оно утилизировало упаковку. Что в этом плохого?
- Потому что, естественно, это войдёт в цену продукции, не с прибыли же они его будут платить — всё оплатят потребители.
И ладно бы, если бы потребители были уверены, что взамен мы перестанем загрязнять свою страну, вредить природе и своему здоровью. Но никаких надежд на это нет. Деньги собраны будут, а как их потратят? У нас есть печальный опыт с утилизационным сбором за автомобили. Уже десять лет его собирают, но никто не может сказать, как государство утилизирует машины. На что идут эти сборы — тайна сия велика есть. Есть опасения, что и в случае с экологическим сбором будет точно так же.