Уже сейчас в ходе их жизненного цикла в Европе образуется на 66-69 процентов меньше выбросов парниковых газов по сравнению с бензиновыми автомобилями, а через 10 лет эти выбросы станут еще ниже за счет общей декарбонизации электроэнергии. Водородные автомобили пока слабо реализуют свой потенциал в снижении выбросов, потому что большая часть водорода производится из метана. Такие выводы содержит экспертный доклад, опубликованный Международным советом по чистому транспорту.
Сжигание углеродсодержащего топлива в транспортном секторе приводит к ежегодному выбросу в атмосферу 12 миллиардов тонн CO2-эквивалента, что составляет четверть от общей антропогенной эмиссии парниковых газов. Без введения повсеместных ограничений на эксплуатацию транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания (ДВС), выбросы от транспорта могут почти удвоиться к 2050 году и составлять уже 21 миллиард тонн CO2-эквивалента. Для достижения целей Парижского соглашения, которые подразумевают ограничение повышения средней температуры на планете 1,5 градусами Цельсия, необходимо снизить транспортные выбросы на 80 процентов по сравнению с нынешними и ограничить их не более чем 2,6 миллиардами тонн CO2-эквивалента в год.
Ключевым инструментом для снижения выбросов парниковых газов от транспорта считается массовый переход от автомобилей с ДВС к электрокарам и автомобилям с гибридными или водородными двигателями, но экологичность таких транспортных средств до сих пор оспаривается. Они могут не производить выбросов парниковых газов во время езды, но их жизненный цикл оставляет углеродный след как минимум за счет производства и утилизации аккумуляторов.
Международный совет по чистому транспорту издал документ, посвященный сравнению выбросов парниковых газов, которые образуют в течение всего жизненного цикла транспортные средства с разными типами двигателей и используемого топлива. Автором исследования выступил эксперт организации Георг Бикер (Georg Bieker). Расчеты учитывали полные жизненные циклы автомобилей с ДВС, гибридных и водородных автомобилей, а также электромобилей. Исследование охватило Европу (страны Евросоюза и Великобританию), США, Китай и Индию.
Сравнение выбросов парниковых газов течение полного жизненного цикла у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ICEV) и электромобилей с батареями (BEV) в разных регионах на текущий момент (2021) и прогноз такого сравнения на 2030 год.
ICCT, 2021
Оказалось, что уже сейчас за весь свой жизненный цикл по сравнению с бензиновыми автомобилями электромобили производят на 66-69 процентов меньше выбросов парниковых газов в Европе, на 60-68 процентов в США, на 37-45 процентов в Китае и на 19-34 процента в Индии, причем они обладают потенциалом для дальнейшего сокращения. К 2030 ожидается существенная декарбонизация электроэнергии за счет частичного перехода на возобновляемые источники, и выбросы от электромобилей в рассматриваемых регионах станут ниже на 74-77, 62-76, 48-64 и 30-56 процентов соответственно.
Водородные автомобили в настоящее время являются не такой чистой альтернативой бензиновым транспортным средствам, как электрические. Их выбросы в изученных регионах ниже в среднем на 26-40 процентов. Это объясняется тем, что пока на рынке преобладает «серый» водород, то есть полученный из природного газа. Ситуацию может изменить переход на «зеленый» водород, получаемый с помощью возобновляемой энергии из более чистых источников — например, морской воды. Тогда выбросы водородных автомобилей станут ниже на 76-80 процентов.
Автор исследования подчеркнул, что не видит перспектив для гибридных автомобилей. Их выбросы в среднем на 20 процентов ниже,чем выбросы автомобилей с ДВС, и для достижения целей Парижского соглашения перехода на такие транспортные средства будет недостаточно.
Современные электрокары становятся все более экологичными и удобными для пользователей: в 2021 году Hyundai представил электрический кроссовер Ioniq 5 с быстрой зарядкой и солнечными батареями на крыше, а у Nissan появилась модель с дальностью хода от 430 до 610 километров.