Среди множества уловок, на которые идут мужчины, чтобы соблазнить женщину, трудно найти такую, которой до того не придумали бы животные. Самцы сражаются друг с другом, исполняют брачные танцы, поют брачные песни, предлагают самкам особый массаж, носят самкам брачные подарки – как это делают, опять же, некоторые пауки, причём некоторые из них освоили обманный трюк, принося самке не настоящую брачную муху, а муляж из паутины.
Наконец, можно просто схватить самку и не отпускать её от себя – практика, весьма распространённая кое-где у людей. Среди животных так поступают, например, рачки-бокоплавы Gammarus aequicauda из гиперсолёного озера Мойнаки в Крыму. Их самцы приходят к половому созреванию раньше самок и, чтобы достичь успеха в размножении, сразу же захватывают несозревшую женскую особь – и носят её с собой, пока она не будет готова к оплодотворению.
Раньше считалось, что такое брачное поведение самцов рачков есть проявление межполового конфликта: самки, может, и хотели бы повыбирать из самцов более достойного, но и самцу главное – обеспечить себе шанс на размножение. Однако сотрудники Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского Российской академии наук выяснили, что тут всё не так просто. Кажется, что захваченные самцами, самки должны хуже питаться, и исследователи решили это проверить. Рачков поместили в сосуды, обеспечив им условия, близкие к природным, и наблюдали за их жизнью. В разных сосудах рачки были в разных комбинациях: только рачок-самка, или только самец, или однополая пара, или разнополая. В сосудах была морская трава рупия, которую рачки едят – исследователи замеряли площадь листьев, которую те съели за определённый период. Через три дня в сосуды начали добавлять личинок комаров-звонцов, которыми обычно питаются бокоплавы. С личинками комаров можно было оценить, сколько рачки тратят времени на пищевое поведение, то есть на поимку добычи, на её поедание, на отдых после охоты и т. д.
В целом одиночные самцы ловили почти в три раза больше личинок комаров, чем одиночные самки, которые чаще потребляли морскую траву. Самцам до периода размножения нужно накопить в теле побольше жира, потому что только максимально откормленные самцы могут захватить незрелую женскую особь и носить её с собой до грядущего совокупления. Самки же, пока их носят самцы, поедают столько же еды, сколько они ели в одиночку, но только теперь они не тратят энергию на передвижение. А вот самцы, пока носят самок, вовсе ничего не едят.
В статье в Journal of Experimental Zoology Part A: Ecological and Integrative Physiology авторы пишут, что такое поведение выгодно не столько для самцов, сколько для самок. Вся популяция тоже выигрывает: самки, которые питаются, как обычно, и которым не приходится тратить энергию на плавание, формируют больше яиц. Поэтому лучше это называть не межполовым конфликтом, а межполовым сотрудничеством. Нечто похожее можно наблюдать у некоторых видов креветок, и в целом подобные исследования не только позволяют разобраться в поведении ракообразных, но и помогают эффективнее разводить их на корм рыбам.
Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (РНФ).