Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Юрист, эколог и перевозчик – о новой системе обращения с отходами в Ленобласти

Юрист, эколог и перевозчик – о новой системе обращения с отходами в Ленобласти

18/07/2021 00:38 / 👁 592 / Поделиться:
Интервью
Хотели раздельный сбор и борьбу со свалками, а получили как всегда... Иллюстрация: pixabay.com Иллюстрация: pixabay.com

27 января 2021 законодательное собрание Ленинградской области приняло, а 19 февраля губернатор области подписал закон «О регулировании отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области…», который должен спасти область от незаконных свалок. Закон:

  1. Требует получать разрешения с QR-кодом на транспортирование строительных и твёрдых коммунальных отходов объёмом более 5 кубометров (разрешения выдаются через сайт mon.waste.lenobl.ru).
  2. Вводит штрафы до 1,5 млн руб. за транспортирование отходов без разрешения либо с нарушением требований.
  3. С 2023 года запрещает захоронение отходов, которые нельзя утилизировать, на территории Ленинградской области.

Александр Дрозденко, губернатор области, заявил: «Могу сказать точно, что в Ленинградской области точно не будет заводов по сжиганию мусора. Это не наш метод. Мы делаем ставку на глубокую переработку мусора, раздельный сбор, создание единой схемы оборота отходов с Санкт–Петербургом». А в другом интервью даже объявил, что всё вышеуказанное прописано в новом законе.

Если первое заявление ещё можно назвать лукавством, то второе не соответствует действительности. В законе нет ничего ни о запрете сжигания, ни о раздельном сборе. В то же время директор регионального оператора утверждает, что планируется производство RDF-топлива из отходов области. Что ещё хуже, запрет захоронения отходов с 2023 года может поощрить расширение мусоросжигания под видом «энергетической утилизации».

22 марта 2021 года был принят и 1 апреля вступил в силу подзаконный акт – постановление правительства Ленобласти, в котором прописаны более конкретные требования к перевозчикам. С 2003 года в Санкт-Петербурге действовал порядок, регламентирующий обращение с отходами строительства и сноса, но в 2016 году под давлением строительного бизнеса он был отменен. В настоящее время профильный Комитет прорабатывает вопрос о возобновлении правового регулирование в этой сфере.

Прошло достаточно времени, чтобы оценить, как закон и постановление работают на практике. Мы пообщались на эту тему с экспертами.

Евгения Галкина, юрист движения «РазДельный Сбор»

– Поможет ли закон борьбе с незаконными свалками?

– Непонятно, как будут контролировать исполнение этого постановления. Есть опасения, что кто-то из перевозчиков может уйти в тень и вообще не пользоваться этим разрешительным порядком. Соответственно, как это повлияет на ситуацию с несанкционированными свалками тоже непонятно.

– Насколько новая система усложнит жизнь перевозчикам?

– Разрешительный порядок на перемещение отходов – выход за пределы полномочий субъекта. Установление порядка транспортирования – полномочия Российской Федерации по 89-ФЗ от 1998. Я считаю, что субъект не вправе был принимать такую норму. Согласно новому постановлению, для получения разрешения перевозчик должен предоставить договоры, которых у перевозчиков из Ленобласти сейчас нет – их заключает регоператор. Совершенно непонятно, как на практике это будет работать и к кому какие требования будут предъявляться. При этом за нарушение предусмотрены довольно большие санкции.

– Есть ли в законе что-то полезное или важное, кроме QR-кодов и маячков?

– Запрет захоронения. С 2023 года отходы, образующиеся на территории области или ввезённые, не подлежат захоронению, если они могут быть утилизированы на объектах утилизации отходов Ленинградской области. Что значит «могут быть утилизированы»? Утилизация, законодательно – широкое понятие, включающее в себя и сжигание с выработкой энергии. Такая норма может способствовать в том числе сжиганию, на неё смогут ссылаться те, кто желает внедрять «энергетическую утилизацию». С точки зрения сокращения захоронения норма становится скорее декларативной.

– Зачем такую норму приняли?

– Не могу залезть им в голову. Может они действительно руководствовались хорошими побуждениями, но что именно имели в виду, непонятно.

“Предлагаемое регулирование в существующей в настоящее время редакции не решит имеющуюся проблему несанкционированных свалок, при этом может нарушить права субъектов предпринимательства в сфере транспортирования отходов и права населения на благоприятную окружающую среду” – из ответа движения РазДельный Сбор на опрос комитета государственного экологического надзора Ленинградской области.

– Что изменилось в законе в процессе обсуждения?

– Мы (движение РазДельный Сбор – прим. «Беллоны») критиковали проект, и, надо сказать, некоторые недостатки были скорректированы. Например, убрали требование предоставить доказательства оплаты контракта на транспортировку. Хорошо, что ограничили регулирование только строительными и твёрдыми коммунальными отходами. Хотя стоило бы чётче прописать, что перевозчики раздельно собранных отходов регулированию по этому постановлению не подлежат.

Зачем им вообще это регулирование? Понятно, что если они организовали инфраструктуру по раздельному накоплению – как правило, за свой счёт и вывозя бесплатно – им нет никакого смысла везти собранное в лес. Они материально заинтересованы в том, чтобы довезти вторсырьё до конечного пункта, потому что они с этого деньги получают. Они и так существуют вопреки всему, их нужно максимально оградить от лишних требований.

– А следовало ли прописать в законе что-то о раздельном сборе? Должна ли эта область дополнительно регулироваться, нужны ли меры поддержки, или лучше просто не трогать?

– Стимулировать развитие раздельного накопления нужно, иначе оно будет развиваться не так быстро, как хотелось и нужно бы. Поэтому – да, дополнительное регулирование нужно. Меры могут быть самые разные: снятие административных барьеров, упрощение с точки зрения организации процесса, стимулирование самих жителей. В рамках полномочий региона всё это возможно.

– Новое регулирование может и направлено на решение проблемы несанкционированных свалок, но, на мой взгляд, это не решение. Несанкционированные свалки образуются потому, что отходов слишком много, и такое вот затыкание дыр не решит проблему. Нужно в первую очередь принимать меры по сокращению образования отходов. Нужно работать с причиной, а не со следствием.

Семён Гордышевский, председатель правления «Экологического союза», председатель комитета по экологической безопасности союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

– Поможет ли закон борьбе с незаконными свалками?

– Он вроде мог бы помочь, но вопрос, во-первых, в том, как он будет исполняться, а во-вторых – как и куда возить отходы? Ведь проблема несанкционированных свалок не только в том, что не соблюдаются законы, но и в том, что так и не налажено обращение с отходами. Отходы накапливаются, места не хватает, вывозят куда получается – имеем нелегальные свалки. Бывает, что вполне легальные перевозчики договариваются на коррупционной основе с теми, кто должен следить за использованием земли.

Я лично не верю, что с 2023 года ситуация благодаря закону улучшится. В декабре 2019 года был принят Думой, утверждён верхней палатой и подписан президентом закон, приравнивающий сжигание отходов к их утилизации. Как после принятия такого закона можно полагаться на квалификацию и компетентность депутатов, которые принимают законы? И как я могу верить, что закон по поводу нелегальных свалок будет работать?

– Может ли запрет захоронения отходов с 2023 года способствовать развитию сжигания?

– Ну конечно! В том-то и дело. Не решена проблема в комплексе. И отправлять отходы не в землю, а в небо оказывается более предпочтительно. С точки зрения охраны окружающей среды эти законы необоснованны, они не просчитаны. Архаическое, варварское, доисторическое отношение к экологической проблеме. Не видим – значит нет. Если отходы размещаются как нелегальная свалка – они видны, они мозолят глаза. Но они по крайней мере не загрязняют атмосферный воздух, мы ими не дышим!

– Как вы думаете, депутаты законодательного собрания Ленинградской области, принимавшие этот закон, добросовестно заблуждались, или же они сознательно лоббируют мусоросжигание?

– Я думаю, что это гремучая смесь. Думаю, были среди них и те, кто добросовестно заблуждался и хотел как лучше, думаю, что есть и люди, у которых другие интересы. Это невежество, алчность или всё вместе. Конечно, интересно разбираться в каждом отдельном случае, но мой подход – давать информацию. Мы должны делать всё, чтобы лица, принимающие решения, были хорошо информированы. И тогда есть надежда на то, что человек, имеющий здравый смысл, каким бы он ни был алчным, откажется пилить сук, на котором сидит и сам.

Представитель компании-перевозчика отходов из Ленинградской области – пожелал остаться анонимным.

– Новое регулирование транспортирования отходов – какая это нагрузка на перевозчиков?

– Большая… (сардонический хохот)

– Пришлось ли вам выделять новых сотрудников, тратить деньги на обеспечение работы в новых условиях?

– Нет…

– Добавило работы?

– Ну да, добавило документооборота. В 2020 году такое вводили на пару месяцев, но потом отменили. Не очень долго проработало.

– Насколько хорошо эта система работает сейчас, просто ли получить разрешение на транспортировку? Не бывает сбоев?

– Нет, в принципе работает.

– А как контролируется, кто проверяет QR-коды?

– С системой проверки не сталкивались, но вроде бы контролирует ГИБДД.

– В целом закон и постановление должны бороться с незаконными свалками. Поможет, как вы думаете?

– (смех) Вам как говорить?

– Ну, честно…

– Хочется надеяться на положительный результат, потому что свалок слишком много в Ленинградской области. Но, мне кажется, тем, кто раньше организовывал свалки, ничего не стоит обойти и эту систему.

Иван Дроботов, Беллона.

Последние новости

Популярные новости