В своей научной статье исследователи тогда рассказали, что темные крылья более эффективны, потому что сильнее, чем светлые, нагреваются солнцем.
Свое утверждение они доказали тремя способами.
Во-первых, измеряли коэффициент отражения солнечного света темных и светлых перьев скоп (хищные птицы отряда ястребообразных) и по нему определяли их температуру.
Во-вторых, меряли тепловизором температуру поверхности крыльев живых скоп, чтобы узнать, как она меняется в зависимости от интенсивности солнечных лучей.
В-третьих, ампутированные у скоп, северных олуш и морских чаек крылья разного цвета набили хлопком, вместо плоти, поместили в аэродинамическую трубу, нагревали инфракрасными лампами и измеряли температуру поверхности крыла при реальных скоростях полета птиц.
В смоделированных условиях полета темные крылья все время оказывались горячее, чем светлые. Вокруг белых крыльев с черными концами из-за перепада температур возникали воздушные течения в направлении более темных концов крыла. Эти потоки могли увеличивать подъемную силу крыльев.
Кроме того, перепад температур между теплыми мышцами крыла и более холодными маховыми перьями, возможно, мешал разделению воздушного потока над крылом, что повышало эффективность полета.
После этих экспериментов ученые пошли дальше. Они решили проследить влияние эволюции крыла на его эффективность. В своей новой статье они утверждают, что исследовали музейные образцы 324 видов морских птиц, включая скоп, северных олуш и больших черноспинных чаек. Исследователи сравнили окраску крыльев этих птиц с тем, что известно об их летных характеристиках. И снова убедились, что более темнокрылые птицы, как правило, имеют преимущества в дальности и скорости полета.
Результаты нового исследования опубликованы в научном издании Journal of the Royal Society Interface.
"В отличие от птиц, живущих на суше, морские птицы летают в течение длительного периода времени в условиях сильной жары и ветра, – отмечает один из авторов исследования Мэтью Шоки (Matthew Shawkey) из Гентского университета. – Подобные природные приспособления могут использовать и другие виды животного мира, которые летают на большие расстояния, например бабочки".
По мнению исследователей, их результаты пригодятся для совершенствования беспилотных технологий и авиационной промышленности.