Сейчас же законопроекты принимают с учётом задач по сохранению природных ресурсов. Принят закон о лесной реформе, которая сократит незаконную вырубку деревьев, закон об ограничении выбросов парниковых газов, который ввёл понятие «климатический проект».
А следующему созыву Госдумы предстоит вплотную заняться этими климатическими проектами, касающимися в том числе восстановления леса, сказал в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Он предложил безвозмездно предоставлять участки лесного фонда, свободные от деревьев, для высадки лесных плантаций.
- Николай Петрович, вторую неделю в Москве стоит аномальная жара. Климат в России меняется?
- Климат, действительно, меняется, причем во всех регионах. Ещё десять лет назад такая жара в Москве была немыслима, а сейчас это ежегодное явление.
Особенно актуальна для России проблема воды. Учёные говорят, что у нас поменялись климатические зоны, и поэтому в Сибири и на Дальнем Востоке увеличится количество наводнений, а в Европейской части будет больше засух и маловодья. Обмелели многие реки, в том числе Дон. Цимлянское водохранилище, например, в прошлом году получило только 20 процентов годовой нормы воды. В результате сокращения пресных запасов в морях поднимается уровень соли. Все это грозит экологической катастрофой.
В Минприроды есть понимание проблемы обмеления рек и их загрязнения, но нужна ещё и поддержка Минфина. Пока финансирования недостаточно. Хотя, конечно, в последние годы на решение экологических проблем стали направлять больше средств. Например, при формировании бюджета позаботились об очистке Байкала и Волги.
Экологические темы стали вызывать большой общественный резонанс. Но находятся и структуры, которые используют это при решении каких-то политических задач или в недобросовестной конкурентной борьбе.
- Насколько успешно в России реализуют проекты по сохранению природных ресурсов? Какие законы приняла в этой области Госдума VII созыва?
- Когда мы начинали работу в VII созыве, наш комитет сделал доклад об эффективности использования природных ресурсов. Обнаружили, что около триллиона рублей уходило сквозь пальцы из-за неправильного отношения к природопользованию, воровства, злоупотреблений. Сейчас при рассмотрении законопроектов всегда учитывают вопрос сохранения природных ресурсов. VII созыв Госдумы серьезно поработал в этом направлении. Например, принято шесть законов о лесной реформе. Мы два года обсуждали предложения об изменении лесного законодательства на Лесном форуме, президент провёл совещание по декриминализации лесной отрасли, вышел перечень поручений, которые мы достаточно быстро выполнили вместе с Правительством.
- Получится ли справиться с незаконными вырубками леса?
- Будет создана единая информационная система, в которой отразятся все этапы прохождения древесины — от рубки леса до его продажи и переработки. Если будут какие-то расхождения между тем, сколько заготовлено и транспортируется, система будет автоматически блокировать сделки. Она позволит справиться и с чёрными лесорубами. Если какое-то бревно не зафиксировано в системе, значит, оно добыто незаконно. Другим законом мы подняли лесоустройство на федеральный уровень, чтобы вся информация о лесных ресурсах была централизована.
Также приняли закон, прописывающий все вопросы лесовосстановления. Это очень важно, в том числе для реализации лесных климатических проектов. Сейчас очередь за Правительством и Рослесхозом, которые должны подготовить нормативные акты для исполнения принятых законов.
- Вы говорили, что нужно изменить подход к лесоразведению. Что вы имеете в виду?
- Мы сейчас разрабатываем конкретные предложения. Нужно обязательно стимулировать предпринимателей и частных лиц к восстановлению лесов через упрощённое предоставление лесных земель. Речь идёт о том, чтобы давать под плантации участки лесного фонда, на которых леса нет. Таких площадей достаточно много. Именно там нужно высаживать деревья и реализовывать климатические лесные проекты.
Думаю, что это будет особенно интересно предпринимателям лет через пять, когда тема углеродного налога, который вводит Евросоюз, станет реальностью. Это налог на импортную продукцию, произведённую с большими выбросами парниковых газов. В ЕС планируют ввести такой сбор с 2023 года и считают, что будут получать с России миллиарды евро. Но при этом они не учитывают поглощающую способность наших лесов, это несправедливо.
Создать систему законодательного сопровождения климатических проектов предстоит Госдуме VIII созыва. Думаю, что климатической, экологической и природопользовательской повестке будут уделять ещё больше внимания в законотворческой деятельности, чем это было раньше.