Судно «Лепсе» было построено в 1934 году в качестве сухогруза. Позже, в 1961 году, с развитием атомных технологий и строительством первого атомного ледокола «Ленин» оно было переоборудовано в плавучую технологическую базу и использовалось для перезарядки реакторов атомных ледоколов, хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов.
В одном из своих рейсов «Лепсе» попало в сильный шторм, в результате чего значительные объемы радиоактивной воды оказались в помещении хранилища ядерного топлива. Проще говоря, с этого момента судно начало страшно "фонить".
«Я начинал свою работу в гражданском атомном флоте в 1974 году именно с этого судна. И отлично помню, что, когда начал измерять радиоактивность охлаждающей воды в хранилище, то сильно удивился показаниям прибора, таких величин мне еще не приходилось встречать – близко к одному Кюри на литр, это в 100 000 раз больше, чем радиоактивность теплоносителя первого контура реактора атомного ледокола при штатной работе», – рассказывает руководитель «Беллоны» в Мурманске Андрей Золотков.
В начале 1990-х Bellona Foundation узнало о проблеме плавтехбазы, а также о том, что на её решение на тот момент не было ни финансовых средств, ни технологий. Bellona приложила максимальные усилия, чтобы привлечь разные страны к совместной работе над проблемой.
Спустя 30 лет мир может спокойно выдохнуть – проблема "Лепсе" решена. «Можно с уверенностью сказать, что была успешно проведена колоссальная работа, работа мирового значения, которая показывает успех возможностей как Российской Федерации, так и международного сотрудничества, – заверил «Беллону» руководитель проектов международной технической помощи Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев.
Александр Никитин, Беллона.