Ни для кого не секрет, что две трети территории нашей страны, а именно – 65% (11 млн км²) находится в зоне вечной мерзлоты. Из них 3,5 млн км² расположено в зоне сплошной мерзлоты с промерзанием до 1,5 км в глубину.
При этом Россия как страна, активно осваивающая природные ресурсы севера, не занимается проблемами деградации вечной мерзлоты, которая по словам Министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова, перестала быть вечной – изменение ее теплового состояния происходит на протяжении многих лет.
«Сейчас в России практически не ведутся работы мерзлотной направленности. Никто не изучает опыт строительства и эксплуатации городов, нет обмена геологической информацией между ведомствами. Данные инженерных изысканий скрываются под грифом «коммерческая тайна» и недоступны для экспертного и научного сообщества. Фоновый мониторинг не соответствует темпам освоения Арктики. Последняя геологическая карта была составлена в 80-х годах прошлого века. Другими словами, подавляющее большинство данных о вечной мерзлоте у нас были получены несколько десятилетий назад», – заявил Козлов во время Невского международного экологического конгресса, который начал свою работу сегодня в Санкт-Петербурге.
Только в прошлом году Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики провело исследование, чтобы понять, что происходит с мерзлотой, рассказал Козлов. Результаты научной работы неутешительны.
Амплитуда таяния мерзлоты может колебаться от 250 до 400 метров, что не может не сказываться на состоянии инфраструктуры и создает проблемы для строительства домов, автомобильных и железных дорог.
Согласно подсчетам наших ученых, экономический урон от деградации вечной мерзлоты к 2050 году составит не менее 5 трлн рублей. По экспертным оценкам, уже более 40% оснований зданий и сооружений в криолитозоне имеет деформации. Деградация мерзлоты оказывается причиной 23% отказов технических систем и приводит к потере добычи 29% углеводородов.
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал, что 70% инфраструктуры Арктической зоны России находится в области потенциального риска. Напомним, что на сегодняшний момент российская Арктическая зона является наиболее населенной северной территорией в мире. Там проживает 2,5 миллиона человек.
Треть, а именно 33% арктической инфраструктуры, расположена в областях с большим содержанием грунтового льда в почве, и угроза таяния вечной мерзлоты здесь особенно высока. В зоне риска находятся 45% нефтегазовых проектов, 36 000 зданий, десятки аэропортов, в том числе и военных.
К рискам, связанным с таянием вечной мерзлоты, относится увеличение выбросов метана и углекислого газа – в ней содержится порядка 1600 млрд тонн органического углерода (это в два раза больше, чем сейчас углекислого газа в атмосфере).
Кроме того, у этого процесса есть и будут последствия для эпидемиологической обстановки. Характерный пример – разморозившиеся несколько лет назад могильники сибирской язвы на Ямале.
Нельзя сказать, что проблема остается без внимания. На сегодняшний день создана специальная рабочая группа, занимающаяся восстановлением государственной системы мониторинга состояния вечной мерзлоты. Планируется, что данная система позволит предупредить последствия деградации мерзлоты. На ее создание уйдет несколько лет.
На первом этапе – с 2022 по 2024 год – методы мониторинга будут разработаны исключительно для Арктической зоны, а общероссийская система будет создана уже после 2024 года.
Налаживание системы мониторинга и проведение исследований – это важная задача, но процесс таяния вечной мерзлоты продолжается, угрожая как инфраструктурным проектам, так и состоянию окружающей среды и жизням россиян, проживающих в Арктической зоне.
Анна Киреева, Беллона.