Только за предыдущую неделю специалисты Авиалесоохраны тушили пожары в 43 регионах. Особый противопожарный режим введен в 31 субъекте Российской Федерации. Было ликвидировано 760 лесных пожаров. Площадь, пройденная огнем, составила 121 835 га.
Лесные пожары – одно из самых масштабных и неуправляемых природных бедствий. В прошлом году, по официальным данным, общая площадь возгораний на территории России составила более 9 млн га, по данным Гринпис – 25,7 млн га. А годом ранее лесные массивы, по официальной информации, горели на территории почти 10 млн гектаров.
Но основе многолетних наблюдений Рослесхоз составил долгосрочный прогноз пожарной опасности на 2021 год, и радужным его не назовешь. Специалисты утверждают, что условия для раннего начала пожароопасного сезона есть в большинстве регионов. Весной и летом 2021 года температура воздуха на всей территории России будет около или выше средних многолетних значений, говорится в прогнозе метеорологов.
По словам руководителя ситуационного центра Росгидромета Юрия Варакина в интервью «Российской газете», подобрать аналог предстоящему летнему сезону невозможно: на 99% он не будет похож на прошлые годы. Возрастание количества таких опасных метеоявлений как шквалистый ветер и длительные засухи в весенне-летний период – это одно из проявлений «нервозности» климата, отмечаемых в последние 5-7 лет. Из-за этого и в России, и в восточной и Западной Европе возникают так называемые «блоковые» атмосферные процессы. И эти процессы, по мнению экспертов, будут происходить и весной, и летом, и осенью нынешнего года.
Если 50-60 лет назад процент переноса воздушных масс с севера на юг или с юга на север для европейской части России весной и летом оставался в пределах 10-15%, то в последние годы этот показатель порой приближался к 20-30%. А такие явления, по словам метеорологов, приводят к появлению «долговременных блокирующих синоптических процессов».
Что касается ближайшего лета, то, похоже, будет бросать то в жар, то в холод. Согласно краткосрочному прогнозу аномалий средних температур воздуха, более сухо и теплее обычного будет от Иркутска до Сахалина, а также в европейской части России – севернее Москвы вплоть до Мурманска.
Метеорологи ожидают погодных «крайностей» – есть большая вероятность прихода блокирующих антициклонов и установления продолжительного засушливого периода, который может продолжаться в среднем от одной до двух и более недель. С другой стороны, много шансов, что циклоны принесут продолжительные и сильные дожди.
В мае и июне блокирующие антициклоны возможны в регионах нижней Волги, Южного и Приволжского федеральных округов, в Западной Сибири и Якутии. В этом случае данные территории окажутся в зоне повышенного риска возникновения природных пожаров.
Уже сейчас, по словам Юрия Варакина, очевидно, что чем дальше на север, тем тренд на потепление идет быстрее. Это касается северного Урала, Сибири и приполярных территорий Северо-Западного округа.
«К счастью, у нас нет торнадо, которые срывают крыши с домов, – говорит Юрий Варакин. – У нас есть только микросмерчи на Черноморском побережье – от Туапсе до Сочи. Но в 95% случаев они не выходят на Черноморское побережье благодаря тому, что рядом есть большой источник холода – Эльбрус и Кавказский хребет. Поэтому в основном мы их наблюдаем над морем».
Однако, по словам метеоролога, смерчи стали появляться все чаще и в центрально-черноземных регионах – это Тульская и Калужская области, более южные регионы.
Кроме того, специалисты Росгидромета подчеркивают возросшую опасность грозовой активности на севере, в нефтегазовых регионах – Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе, где сконцентрированы большие резервуары и хранилища нефтепродуктов. Специальная защита от грозы на таких объектах требует особого внимания и постоянного обслуживания и мониторинга, особенно на заболоченной местности и в условиях повышенной влажности.
Рослесхоз назвал регионы, где весной наиболее вероятно возникновение ландшафтных пожаров. Интересно, что девять регионов попали в такой список впервые. По словам замглавы Рослесхоза Александра Агафонова, фактор погоды очень важен, но он определяет только условия для распространения пожара, а не его возникновения.
«Пока наши люди не осознают, что надо соблюдать противопожарные правила и не поджигать ничего, леса будут продолжать гореть», – добавляет чиновник.
Его слова наглядно иллюстрируются данными НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Так, в Амурской области из 299 термоточек, зафиксированных с 22 по 28 марта, 297 были подтверждены как палы сухой растительности.
«При этом надо учитывать, что их [палов – прим. ред.] точное количество сложно определить из-за облачности. В реальности их может быть более чем на 50%», – добавляют специалисты института.
Всего же только за две недели – с 12 по 25 апреля – было зафиксировано около 2 тыс. термических точек, что составляет половину от общего количества термоточек, зарегистрированных в прошлом году, сообщил первый заместитель начальника ГУ МЧС России по региону Евгений Лебедев.
Помимо Омской и Новосибирской областей сейчас также горит Алтайский край, где в начале недели было зафиксировано 444 термоточки.
В МЧС рекомендовали органам местного самоуправления в регионах сразу после получения свежих снимков космомониторинга немедленно направлять патрульно-маневренные группы, а при необходимости и технику в наиболее опасные места.
По мнению главы Минприроды Александра Козлова, пока все не так плохо.
«Пока мы проходим пожароопасный сезон в целом неплохо. В среднем в 4,9 раза уменьшилась площадь и количество возгораний. В цифрах – это 716 лесных пожаров на площади 73260 гектаров», – такие данные он привел на заседании штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров.
Как видно, данные из официальных источников не только далеко не всегда совпадают с информацией общественных организаций, но и даже разные официальные источники зачастую приводят совершенно разную информацию.
Эксперты Гринпис пытаются разобраться с этим. Например, 7 апреля, по данным системы космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз, в Приморском крае был зафиксирован пожар площадью около 100 тыс. га. По информации Министерства лесного хозяйства Приморского края на тот же день, площадь пожаров составила около тысячи гектаров. А в официальной сводке Авиалесоохраны говорится об одном пожаре в Приморском крае, прошедшем площадь 10 га.
Причина такого расхождения, по мнению «зеленых», в том, что бóльшая часть действующих лесных пожаров происходит в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях сельскохозяйственного назначения и землях неизвестных категорий, которые не поставлены на кадастровый учет. Такие пожары фактически никто не учитывает и не тушит.
«Мы учитывали не только горевшие леса. С конца прошлого года официально утверждено понятие «ландшафтный пожар». Это и травяные палы, и степные пожары, и тростниковые, и торфяные. С 2021 года их тоже должны учитывать и тушить, но пока это происходит далеко не всегда», – объясняют в Гринпис.
Эксперты говорят о целесообразности создания на местах специализированных следственно-оперативных групп и рекомендуют улучшить координацию уполномоченных органов по применению административно-правовых санкций к нарушителям закона. Есть надежда, что ситуация может улучшиться: в этом году планируется активное использование цифровых технологий – беспилотников и камер видеонаблюдения. следить за обстановкой в районах будут наземные группы и авиация.