На сегодняшний день в России, по данным различных экспертов и организаций, насчитывается от 600 до 1000 зарядных станций.
По данным Агентства, в 2020 году в России было продано 687 новых электрокаров, что на 95% больше, чем в 2019 году. Лидером рынка являются автомобили компании Tesla – 32%. Половина новых EV регистрируется в центре России, порядка 8% – на Дальнем Востоке.
В региональном рейтинге рынка новых электрокаров первенствует Москва: в столице за 2020 год этот показатель составил 240 единиц. На второй позиции находится Санкт-Петербург (69 шт.), на третьей – Московская область (60 шт.). Из нестоличных регионов лидирует Краснодарский край (36 шт.). Далее следуют Приморский край (31 шт.), Свердловская область (21 шт.), Новосибирская область (20 шт.). Еще в 4 субъектах РФ было куплено более 10 таких транспортных средств: Пермский край, Иркутская, Тюменская и Челябинская области. В остальных регионах страны эти показатели меньше.
По итогам 2020 года в России было продано рекордные для нашей страны 5 273 электрокаров с пробегом. Динамика по сравнению с 2019 годом – 60%. В этом сегменте 93% всех электромобилей приходится на Nissan Leaf, половина ввозимых в Россию подержанных EV, в основном праворульных, остается на Дальнем Востоке.
«Цена интересная, людям нравится. Можно отметить, что электрификация всей России идет не с Запада, а с Востока. Дальний Восток здесь на первом месте, на втором – Сибирь, и только потом идут центральные регионы России», – рассказал Целиков на специализированной онлайн пресс-конференции «Ключевые цифры авторынка 2020».
Он также выразил уверенность, что на протяжении нескольких лет рынок будет расти в полтора-два раза в год.
Нельзя не отметить, что за год выбор электрокаров в нашей стране стал менее скудным. Для сравнения: в 2019 году в линейке новых автомобилей на электротяге, предлагаемых в России, насчитывалось 8 моделей, а по итогам 2020 года – уже 14 производителей предлагают россиянам 18 марок электромобилей. Это до сих пор совсем небольшой выбор, но учитывая заявления автопроизводителей по планам на 2021 год, можно предположить, что к концу нынешнего года эта линейка может стать еще более широкой.
В странах Европы электромобили перестали быть «диковинкой» на дорогах уже десяток лет назад. По данным «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», на конец 2019 года мировой рынок электромобилей составлял более семи миллионов единиц (данные за 2020 год еще не представлены). Страны Евросоюза планируют увидеть на своих дорогах по меньшей мере 30 млн электрокаров до 2030 года.
Если ещё несколько лет назад появился список стран, которые планируют запретить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не позднее 2030-2040 года, то сейчас появляется список автомобильных концернов, которые намерены в ближайшем будущем отказаться от производства всех автомобилей, в том числе грузовиков и внедорожников на дизельном и бензиновом топливе.
В него вошёл концерн General Motors, пообещавший к 2035 году выпускать исключительно электромобили.
Jaguar также объявил, что намерен выпускать только электромобили, но уже к 2030 году. Американская компания Ford к 2030 году прекратит продажи в Европе автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и заменит их на машины с гибридными силовыми установками и электромоторами.
Россия сильно отстает от других европейских стран в этом направлении. Несмотря на то, что в мае прошлого года обнулены пошлины на ввоз электромобилей и потихоньку, крайне медленно в стране появляется зарядная инфраструктура, среди россиян не уменьшается количество скептиков электрификации.
Их голоса слышны всё громче, хотя они используют одни и те же мифы.
«Действительно, голоса скептиков становятся все сильнее. Выходят материалы, в которых они, довольно аргументировано, но достаточно однобоко представляют факты против электрофикации автотранспорта и громко заявляют, что у данного процесса нет будущего. К сожалению, есть ряд факторов, которые подогревают подобные утверждения», – считает старший советник «Беллоны» (Мурманск) Юрий Сергеев.
По его словам, электромобиль всё ещё остается недоступным для массового потребителя. Лишь небольшое число россиян в принципе сидело за рулем электромобиля.
«Многие из тех, кто критикует электрокары, не пробовали управлять таким автомобилем, а ведь большинство владельцев электрокаров утверждают, что после пересадки на электромобиль вернуться к автомобилю с ДВС не возникает никакого желания», – подчеркнул он.
Сергеев уверен, что высокая цена и отсутствие инфраструктуры являются определяющими факторами для усиления голосов скептиков: «Всегда в любой сфере инновации сталкиваются с противодействием приверженцев консервативного пути развития. Всегда есть те, кто доказывает, что нововведения не принесут ничего хорошего. И чем ближе массовое принятие нового, тем сильнее их голоса. Тем не менее, я уверен, что третье десятилетие XXI века станет переломным моментом в автопромышленности, и нам всем надо готовиться к новой реальности уже сейчас».